ФЭНДОМ

Синорнитоза́вр — мелкий оперенный динозавр из Китая, обитавший в меловом периоде 125-122 млн лет назад.

История находкиПравить

Синорнитозавр был обнаружен в 1999 году в провинции Ляонин, Китай. Был описан Сюй Сином из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Пекина как Sinornithosaurus millenii - «китайский птице-ящер». Второй вид, С. haoiana, был описан в 2004 году, однако исследование Марка Норелла и др. (2012 г.) не нашли кардинальных отличий от типового вида С. millenii.
Sinornithosaurus fossils

Sinornithosaurus millenii

На образце синорнитозавра сохранились отпечатки перьев, полностью охватывающих тело и образующие крылья. Эти перья были неотличимы по форме от найденных на птицах из одних и тех же геологических отложений. Перья на теле, как правило, между 3-4,5 см длиной и включали два типа. Первый тип образуется из нескольких нитей и объединяется в "пучки", похожие на современных пух. Второй тип, в том числе и на руках, состоял из рядов нитей соединенных друг с другом вдоль главного вала, что делает их похожими по структуре на перья современных птиц. Тем не менее, в отличие от перьев на крыльях летающих птиц, они не имеют вторичные ветви, которые имеют маховые перья. Предполагается, что синорнитозавры могли только планировать с одного дерева на другое.

ОписаниеПравить

Sinornithosaurus skeleton

Синорнитозавр достигал около 0,9 - 1,2 метра в длинну и весом 3 кг.[2] Cинорнитозавр является одним из древнейших дромеозавридов. Строение черепа и плечевой области очень сходно со строением тела археоптерикса, так-же как и он, синорнитозавр имел перьевой покров. В 2009 году, группа ученых во главе с Эмпи Гонг исследовали хорошо сохранившийся череп синорнитозавра и отметил несколько особенностей, предположив, что это был первый идентифицированный ядовитый динозавр. Гонг и его коллеги отметили, что на необычно длинных клыках были видны канавки, уходящие вниз по внешней поверхности, в направлении задней части зуба. Такую особенность можно наблюдать только у ядовитых животных. Они также истолковали полость в кости челюсти чуть выше этих зубов, как возможное место для крепления мягких тканей ядовитой железы. Гонг и его коллеги предположили, что эти уникальные особенности показывают, что синорнитозавр специализировался на охоте на мелкую добычу, такую как птицы, используя свои длинные клыки, как современные змеи.

Csotonyi liaoningosaurus-sinornithosaurus 1000

Тем не менее, в 2010 году, другая команда ученых во главе с Федерико Гианечини, опубликовали статью, ставившую под сомнение утверждение об ядовитом рапторе. Они отметили, что рифленые зубы не являются уникальными для этого рода и встречаются у многих других тероподов - дромеозаврид. Они также указали, что зубы не были аномально длинными, как утверждали Гонг и его группа, а просто вышли из своих гнезд, в результате разложения. И, наконец, они не смогли достоверно определить наличие предполагаемых камер для ядовитых желез, процитированных командой Гонга.

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Sinornithosaurus

ГалереяПравить