Вымершие животные вики
Advertisement

Синофоней (лат. Sinophoneus) — род диноцефалов из средней перми Китая. Входит в семейство антеозавриды. Возможно синонимичен стеноцибу.

Описание[]

03c445d315cb5f5f0a1e33dcc279fe43.jpg

Единственный установленный вид — Sinophoneus yumenensis Cheng et Ji, 1996 (тип). Его остатки обнаружены в местонахождении Дашанькоу (провинция Ганьсу, Китай). Они датируются средней пермью (роудский ярус, гваделупский отдел). Синоним: Stenocybus acidentatus Li et Cheng, 1997.

Найденные черепа молодых особей имеют длину порядка 12-20 см. Они очень высокие, полукруглые и напоминают внешне черепа пеликозавров Haptodus. Предглазничный отдел относительно короткий. Глазница очень крупная. Височное окно меньше, чем глазница. Пахиостоз крыши черепа не выражен. Резцы длинные и мощные, снабженные пяткообразными выступами. Верхний клык длинный, саблевидной формы. Заклыковых зубов 9-10. В целом отличия от предыдущего экземпляра очень напоминают типичные отличия мелких и крупных особей примитивных диноцефалов.

73621995.jpg

Ноздри небольшие, расположены на кончике морды. Глазницы относительно небольшие, овальные, направленные вперед и в стороны. Ругозистость верхнего края глазницы выражена слабо. Скуловая дуга повышается кзади. Предлобная область слабо пахиостозна, с гребнями, отделяющими ее верхнюю поверхность от боковых. В предлобно-теменной части крыши черепа имеется умеренно выраженный срединный гребень. Пинеальное отверстие небольшое, расположенное на возвышении, как обычно у антеозаврид. Затылочная часть черепа относительно широкая. Хоаны длинные и глубокие, достигают передним краем уровня клыков. Птеригоиды очень массивные.

Формула зубов верхней челюсти: I5, C1, Pc8-9. Последний резец небольшой. Клык очень крупный. Заклыковые зубы по размерам сравнимы с предклыковыми, образуют однородный ряд.

Палеоэкология[]

Синофоней обитал около 270 млн лет назад. Среди его соседей был меньший хищник — стеноциб. Вполне возможно, что это всего лишь юная особь синофонея. Фауна Дашанькоу ранее считалась по возрасту верхнеказанской или уржумской, аналогично фауне Ишеево из Татарстана. Однако дальнейшие исследования показали, что китайская фауна может быть более древней, относящейся к нижнеказанскому времени. В этом случае синьофоней является древнейшим известным диноцефалом, наряду с Microsyodon из фауны Голюшермы в Приуралье.

Систематика[]

Антеозаврины — антеозавр, синофоней, титанофоней

Синофоней является представителем группы антеозавров — крупных хищных животных, обитавших в середине перми. В составе подсемейства антеозаврины его родственниками являются антеозавр, стеноциб, титанофоней и долиозавриск, иногда синонимизируемый с последним.

Therapsida

Biarmosuchus tener

Dinocephalia

Estemmenosuchus uralensis

Ulemosaurus svijagensis

Tapinocaninus pamelae

Anteosauridae

Archaeosyodon praeventor

Anteosaurinae

Sinophoneus yumenensis

Titanophoneus adamanteus

Titanophoneus potens

Anteosaurus magnificus

Syodontinae

Pampaphoneus biccai

Notosyodon gusevi

Syodon biarmicum

Australosyodon nyaphuli

Источники[]

Advertisement