Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Синусонас (лат. Sinusonasus) — род динозавров раннего мелового периода, описанный из формации Исянь. Он жил на территории современной китайской провинции Ляонин. Синусонас был тероподом, принадлежащим к семейству троодонтид.

Описание[]

EVsinusonasus-58b9b1565f9b58af5c9a8fd0.jpg

Типовой вид, Sinusonasus magnodens, был назван и описан Сюй Синем и Ван Сяолинем в 2004 г. Общее название, производное от латинского sinus, «волна» и nasus, «нос», относится к синусоидальной форме носовых ходов сбоку. Видовое имя означает «зубастый» от латинского magnus — «большой» и dens — «зуб». В более поздних публикациях вид упоминается как «Sinucerasaurus», но это младший объективный синоним.

Голотип IVPP V 11527 был найден в пачке Луцзятунь формации Исянь, датируемой готеривом. Он состоит из частичного скелета, включающего фрагменты черепа и нижней челюсти, а также частичный хвост, таз и задние конечности. Окаменелость сжата и частично сочленена.

Синусонас — небольшой троодонтид. В 2010 году Грегори С. Пол оценил его длину в один метр и вес в 2,5 килограмма. Бедренная кость имеет длину 141 миллиметр.

Sinusonasus-487883e6-c594-4c8b-8d9c-24290b9475b-resize-750.jpg

В 2004 году было установлено несколько отличительных черт. Межранторбитальный канал, соединяющий анторбитальные отверстия с каждой стороны черепа, отсутствует. Носовая кость имеет волнообразный профиль. Средние зубы верхней челюсти довольно крупные. Шевроны на задних хвостовых позвонках настолько длинные, измеряются от передней части к задней части, что они соединяются, образуя непрерывную пластину на нижней стороне хвоста. Шейка бедра удлиненная.

В более общем плане голова относительно короткая и составляет 77 % длины бедренной кости. На каждой стороне не менее девятнадцати верхних зубов. Передние зубы не зазубрены: те, что расположены ближе к заднему, имеют зубчики только на задней кромке. Имеется пять крестцовых позвонков; хвост, вероятно, состоял примерно из тридцати позвонков. Лобковая кость, вероятно, направлена ​​наискосок вперед. Седалищная кость удлиненная. Синусонас имел длинную голень, что свидетельствует о хорошей беговой способности. Стопа арктометатарзальная, с защемленной верхней третью плюсневой кости. Вторая плюсневая кость заметно короче четвертой. На втором пальце есть выдвижной «серповидный коготь».

Sinusonasus в 2004 г. был помещен в группу Troodontidae. Предполагалось, что он занимал довольно сложное положение, несмотря на то, что жил в раннем меловом периоде. Авторы описания не интерпретировали это как указание на длинную призрачную линию, троодонтиды, развивающиеся в юрском периоде раньше, чем предполагалось, а объясняли быстрыми эволюционными изменениями после мелового происхождения группы.

Advertisement