ФЭНДОМ

Redstar

Сиодон (лат. Syodon) — род диноцефалов из подсемейства сиодонтин, обитавший на территории России в пермском периоде. В роде выделяют традиционно только один вид — S. biarmicum, хотя некоторые источники говорят о ещё двух видах.

История изучения

Останки сиодона нашли в 1883 году в Пермской губернии. Материал был ограничен только верхним клыком, что не помешало С. Куторге описать род и вид S. biarmicum. Чуть раньше, в 1880 году, У. Твелвтриз описал другого синапсида, Cliorhizodon orenburgensis, от которого сохранилась только верхняя челюсть с идентичным зубом, что позволило Ивану Ефремову в 1954 синонимизировать их. Тогда же он сравнил их с черепом из Ишеевского месторождения, названного им в 1940 году Cliorhizodon sp. В том же году Юрий Орлов переописал данный образец как Cliorhizodon efremovi, а в 1958 г. — как Syodon efremovi.

В 1968 году Пётр Чудинов описал род нотосиодон с видом N. gusevi. Останки были обнаружены в месторождении Жаксы-Каргала. В 1995 году Ивахненко отнёс этого синапсида к сиодону, указав также возможность синонимизации с типовым видом. Тем не менее, большинство исследователей не согласны с таким мнением, как и с самостоятельностью S. efremovi.

Описание

Сиодон3

Череп S. efremovi

Сиодон - некрупный синапсид. Длина его черепа составляет всего 20 см. Длина взрослой особи оценивается в 1,5 метра.

Череп невысокий, узкий и удлинённый. Глазницы крупные, с немного утолщённым верхним краем, однако предлобная кость не утолщена. Надвисочная кость отсутствует. Глазничный край скулы толстый. Височные дуги толстые, низкие, соприкасаются со скуловым отростком чешуйчатой кости. Верхни край фенестры доходит до бугорка теменного отверстия. Сам бугор высокий, но тонкий. Состоит из теменных и лобных костей. Теменное отверстие крупное. Череп имеет слабо развитые пахиостиозные признаки. Нёбные бугры большие и высокие, несут 9-13 низких зубов. Небная и крыловидная кости образуют массивный гребень. На крыловидной кости расположено 5-6 зубов. Нижняя челюсть невысокая и толстая.

Сиодон4

Всего было 19-20 зубов. Нижний третий резец меньше остальных. Нижние выступы резцов слабо выражены. Клыки округлые, конец не заострён, режущие кромки также отсутствуют. Они стоят косо вперёд и изогнуты назад, что придаёт им крючковидную форму. При смыкании челюстей часть верхнего клыка входила в специальную ямку, которая при жизни могла быть покрыта ороговевшим эпителием. Щёчные зубы многочислены, массивны, тупые, имеют коническую форму. Их коронки низкие, без выраженных шеек, немного утолщены с лингвальной стороны. Задние щёчные зубы крупнее и шире передних. В задней части нижней челюсти зубной ряд становится неровным, иногда зубы располагаются попарно. Это может быть связано со сменой зубов: один из них только-только прорезался, а другой не успел выпасть. Подобный способ был замечен у базального тероцефала из России - горыныча G. sundyrensis. Однако такая черта была присуща и многим диноцефалам. Зубы имеют некоторую площадь стирания, скорее всего, являющуюся следом их посмертного разрушения.

Виды

Сиодон2

Гибридная реконструкция от Д. Богданова: передняя часть черепа взята от S. biarmicum, а задняя от S. gusevi

  • Syodon biarmicum Kutorga, 1838 - типовый вид, датируемый средней пермью, зоной улемозавров биармского отдела. Обитал на территории Оренбуржской и Пермской областей. Клыки длинные, конические, сильно изогнуты (98-100°), с расширенным основанием. Щёчные зубы тонкие, коронки расширены и имеют форму булавы. Их вершины слабо загнуты, а шейки коротки. Синонимы: Rhopalodon biarmicum Eichwald, 1860; Cliorhizodon orenburgensis Twelvetrees, 1880 (частью); Deuterosaurus seeleyi Nopcsa, 1902; ? Cliorhizodon sp. Efremov, 1940; ? Cliorhizodon efremovi Orlov, 1940; ? Syodon efremovi (Orlov, 1940) Orlov, 1958; ? Notosyodon gusevi Tchudinov, 1968; ? Syodon gusevi (Tchudinov, 1968) Ivachnenko, 1995.
  • Сиодон5

    Череп ишеевского сиодона сбоку(а), сверху(б) и снизу(в)

    Syodon efremovi (Orlov, 1940) Orlov, 1958 — вид из Ишеевского месторождения. Датируется средней пермью. Скуловая дуга резко опущена, утолщённая и ругозистая. Антеродорсальное вдавление доходит до верхнего края теменного бугра, оставляя ругозистый валик. Клыки тонкие, длиннее, чем у типового вида, имеют цилиндрическую слабо изогнутую форму. Щёчные зубы имеют широкие булавовидные коронки. Синонимы: Syodon biarmicum Kutorga, 1838 (часть материала); Cliorhizodon sp. Efremov, 1940; Cliorhizodon efremovi Orlov, 1940.
  • Syodon gusevi (Tchudinov, 1968) Ivachnenko, 1995? — вид из средней перми Казахстана. Имеет почти горизонтальную тонкую скуловую дугу без ругозистых утолщений. Антеродорсальное вдавливание доходит до теменного бугра, но в отличие от S. efremovi не доходит до его верхнего края, хотя тоже оставляет небольшой валик. Щёчные зубы массивные, с расширенными булавовидными коронками, острые и слабо загнутые. Шейки коронок короткие. Когда останки этого вида сравнили с останками S. biarmicum, оказалось, что сравнить их проблематично: у S. gusevi не найдены клыки, однако его щёчные зубы крупнее, чем у S. biarmicum. Нельзя исключать, что эти виды могут быть как синонимами, так и принадлежать к разным родам. S. gusevi также выделяют в род нотосиодон.

Систематика

Сиодон6

Задняя часть черепа Syodon gusevi

Сиодон является членом инфраотряда антеозавры в составе подотряда диноцефалы. Определить его положение несколько проблематично: в отечественных источниках его, австралосиодона и ещё несколько родов выделяют в семейство сиодонтиды, выделенное Ивахненко в 1994 году. В то же время иностранные источники утверждают, что сиодон относится к семейству антеозавриды в составе подсемейства сиодонтины, выделенного всё тем же Ивахненко в том же 1994 году.

Therapsida

Biarmosuchus tener

Dinocephalia

Estemmenosuchus uralensis

Ulemosaurus svijagensis

Tapinocaninus pamelae

Anteosauridae

Archaeosyodon praeventor

Anteosaurinae

Sinophoneus yumenensis

Titanophoneus adamanteus

Titanophoneus potens

Anteosaurus magnificus

Syodontinae

Pampaphoneus biccai

Notosyodon gusevi

Syodon biarmicum

Australosyodon nyaphuli

Палеобиология и палеоэкология

Ишеево

Ишеевский комплекс фауны (по часовой стрелке): долиозавриск, улемозавр, титанофоней, сиодон, улемика, поростеогнат, лантанозух, трифозух, энозух

Сиодоны являются типичным членами Ишеевского комплекса. Их останки находят весьма часто, но почему-то в основном это только фрагменты или изолированные черепа. Посткраниальные скелеты до сих пор не найдены, но возможно, что часть останков какого-то соразмерного диноцефала из Ишеево может принадлежать именно им.

Сиодон7

Сиодон от Д. Богданова

Образ жизни сиодонов вызывает споры. Юрий Орлов, например, высказывал мнение, что они предпочитали в качестве добычи моллюсков. Однако строение челюстей и зубов указывает на то, что сиодон мог питаться и крупной добычей с твёрдой кожей, приемущественно лабиринтодонтами и рыбами. Клыки часто стирались до основания или ломались, что не мешало животным нормально питаться, то есть сиодон не мог охотится на более крупных диноцефалов, вроде улемозавра.

Сиодоны были прибрежными хищниками, охотящимися на некрупных темноспондильных, вроде лантанозуха и трифозуха. Большие глазницы указывают на сумеречный или даже ночной образ жизни.

Источники