ФЭНДОМ

Это незавершенная статья
Она содержит неполную информацию
Вы можете помочь Вымершие животные вики, дополнив её.

Необходимо: Обработать информацию, добавить фотографии, окаменелости

Скваликоракс (лат. Squalicorax) — акула мелового периода. Ископаемые остатки известны из Великобритании, Франции, Швейцарии, Индии, Казахстана, Ливана, Узбекистана, Японии, Египта, США, Бразилии, Австралии. Достигал длины 4 метра.

Описание

Эти акулы среднего размера, до 5 метров (обычно около 2 метров) в длину. Внешне скваликораксы были похожи на современных серых акул, но форма зубов напоминает таковую у тигровой акулы. Зубы многочисленные, относительно небольшой, с изогнутым короной и зазубренные, до 2,5 - 3 см в высоту (единственный представитель мезозойских ламнообразных с зазубренными зубами). Большое количество ископаемых зубов были обнаружены в Европе, Северной Африке и Северной Америке.

Скваликораксы были прибрежными хищниками-одиночками.

Виды

По данным сайта Fossilworks, на июль 2016 г. в род включают 9 вымерших видов[1]:

  • Squalicorax curvatus (Williston, 1900) [syn. Corax baharijensis Stromer, 1927, Corax curvatus Williston, 1900]
  • Squalicorax dalinkevichiusi (Glikman & Shvazhaite, 1971) [syn. Eoanacorax dalinkevichiusi Glikman & Shvazhaite, 1971]
  • Squalicorax falcatus (Agassiz, 1843) [syn. Corax falcatus Agassiz, 1843] - некрупная акула, с широкой мордой и относительно мелкими зубами. Длина достигала почти 3 метров. Происходит из сеномана-раннего сантона (кампан). Полные скелеты известны из отложений Западного Внутреннего моря мелового периода Канзаса, Южной Дакоты и Вайоминга. Зубы обнаружены также во Франции, Чехии, Канаде, Марокко. Учитывая небольшие зубы, этот вид считали охотником за мелкой добычей. Тем не менее, известны следы зубов этой акулы на костях морских рептилий — акула охотно питалась падалью. Форма тела и строение туловищных плакоидных чешуй указывают на способность к быстрому плаванию.
  • Squalicorax kaupi (Agassiz, 1843) [syn. Corax kaupii Agassiz, 1843] - из позднего сантона-позднего маастрихта Северной Америки, Новой Зеландии, Японии, Африки, Европы, Казахстана, Иордании и других мест. Несколько крупнее предыдущего вида, который, вероятно, был его предком.
  • Squalicorax primaevus (Dalinkevicius, 1935) [syn. Oxyrhina primaeva Dalinkevicius, 1935]
  • Squalicorax primigenius Landemaine, 1991
  • Squalicorax pristiodontus (Agassiz, 1843) [syn. Galeus pristiodontus Agassiz, 1843]
  • Squalicorax pristodontus (Agassiz, 1843) [syn. Corax pristodontus Agassiz, 1843] - самый крупный вид, более 3—4 метров длиной. Происходит из позднего маастрихта-раннего кампана всего мира (Северная Америка, Франция, Нидерланды, Египет, Марокко, Мадагаскар). Относительно полные остатки (позвонки и куски челюстей) обнаружены в морских отложениях Северной Америки. Самый поздний вид с самыми крупными зубами. Интересно, что зубы этого вида редко посажены и относительно очень крупные по сравнению с другими видами; его изучение показало отсутствие точной корреляции между размером зубов и длиной тела у этого рода акул. Площадь прикрепления челюстных мышц больше, чем у тигровой акулы (очень сильный укус). Известны очень крупные позвонки, отнесённые к этому виду: длина их владельца могла быть до 4,8 метра. Вид мог питаться относительно крупной добычей, а также падалью.
  • Squalicorax volgensis Glikman, 1971 [syn. Pseudocorax primulus Müller & Diedrich, 1991] - описан из раннего мела Поволжья. Зубы этого вида практически не имели зазубрин.

Галерея