Спондилосома (лат. Spondylosoma) — самый базальный представитель клады афанозавров и авеметатарзалий в общем. Обитала в среднем триасовом периоде на территории Бразилии

История

Частичный скелет спондилосомы (два зуба, несколько позвонков с фрагментами лобковой, бедренной и плечевой кости с лопаткой) находился в Тюбингенском университете, где в 1942 году его описал Фридрих фон Хюн, приняв останки за прозауропода.

С открытием ставрикозавра, одного из базальных динозавров, спондилосома стала рассматриваться как один из его родственников. До 2000 года различные учёные определяли её и как динозавра, и как "текодонта", и как более базального архозавра. В 2000 году Питер Гальтон обратил внимание, что спондилосома не имеет признаков динозавров и является возможным равизухидом. В 2004 году Макс Лангер оспорил это решение, предположив, что спондилосома может быть эрреразавридом, однако не стал отрицать возможное родство с равизухами. В 2009 году Стерлинг Несбитт сделал спондилосому архозавром без чёткой классификации. Он также заявил, что "признаки равизухид" Лангера были найдены у этозавров, а голотип спондилосомы не имеет признаков псевдозухий или орнитодир.

Повторное описание телеократера выявило множество сходных черт со спондилосомой и рядом других триасовых архозавров, что позволило создать новую кладу афанозавры, являющуюся сестринской группой орнитодир в пределах авемастралий.

Палеоэкология

Спондилосома была некрупным всеядным животным, которое обитало в полупустынной зоне. Растительность была представлена суккулентами, а среди соседей были ставрикозавры, завроподоморфы сатурналии, протерочампсиды радинозухи и протерочампсы, а также крупные равизухи, процерозухи, престозухи, синапсиды белесодоны. Спондилосома питалась некрупными животными.

Источник