ФЭНДОМ

Стоксозавр (лат. Stokesosaurus clevelandi) - примитивный тираннозавроид, обнаруженный в карьере Кливленд-Лойд в Юте (США) и живший в титонском ярусе позднего юрского периода.

История изучения Править

С 1960 года геолог из Юты Уильям Ли Стокс и его помощник Джеймс Х. Мадсен раскопали тысячи костей разрозненных аллозавров в карьере динозавров Кливленд-Ллойд в округе Эмери, штат Юта. В начале 1970-х годов Мадсен начал подробно каталогизировать эти находки, обнаружив, что некоторые останки представляют новые для науки виды. В 1974 году Мадсен назвал и описал тип вида Stokesosaurus clevelandi. Свое родовое наименование ящер получил в честь Стокса. Видовое название относится к городу Кливленд, штат Юта.

Голотип UMNH 2938 был обнаружен в формации Моррисона, датируемым 150 млн лет назад. Он состоит из левой подвздошной или тазобедренной кости, принадлежащей ювенильной особи. Мадсен также назначил паратип, UUVP 2320, на 50% больше правой подвздошной кости.В 2005 году этот образец был отнесён к виду Tanycolagreus, который сейчас считается младшим синонимом стокезозавра.

В 1976 году Питер Малкольм Гальтон посчитал стокезозавра видом илиозуха, но позже оказалось, что это мнение не верно.

Некоторые более поздние находки были отнесены к Стокезозавру. Это включало некоторые седалищные кости и хвостовые позвонки, обнаруженные в 1991 году, частичную мозговую коробку в 1998 году и очень маленькую подвздошную кость, найденную в Южной Дакоте. Образец был утерян, возможно, что он относился к авиатиранну, близкому родственнику стокезозавра

800px-Stokesosaurus ilia 01

Фрагменты ювенильной (вверху) и взрослой особи (внизу)

Более фрагментарные останки, которые, возможно, относятся к Стокезозавру, были найдены из стратиграфической зоны 2 формирования Моррисона, датированной поздним Киммериджским возрастом, около 152 миллионов лет назад.

Второй вид, Stokesosaurus langhami, был описан Роджером Бенсоном в 2008 году на основе частичного скелета из Англии. Позже, благодаря исследованиям, этот вид выделен в отдельный род - юратираннт.

Бенсон и Стивен Брусатт пришли к выводу, что ни одна кость не была по праву отнесена к стокезозавру и что даже паратип не может быть стопроцентно отнесён к ящеру. Некоторые признаки говорили о том, что юратирант и стокезозавр - один род, однако есть несколько отличий в строении подвздошной кости и общие черты между стокезозавром и эотиранном. Единственная аутопоморфия, уникальная для стокезозавра - это более мощный ободок возле суставной поверхности лобка.

ОписаниеПравить

William lee stoke s tyrant by scotthartman-d3ii7xv

Реконструкция от Скотта Хартмана

Стокезозавр, видимо, очень напоминал другого динозавра, названного илиозухом, обнаруженного в Англии в 30-е годы XX века, и их теперь рассматривают как одно и то же животное. Особенности строения найденной черепной коробки характерны для тираннозаурида, но до сих пор существует неопределенность в вопросе о том, действительно ли она принадлежала стокезозавру, так как кости и череп лежали на значительном расстоянии друг от друга.

Голотип стокезозавра - подвздошная кость, достигающая в длину 22 см. Мадсен оцнивал длину стокезозавра в 4 метра в 1974 году, а Грегори Пол в 2010 году уменьшил эти параметры до 2,5 метров при весе в 60 кг.

СистематикаПравить

Мадсен определил стоксозавра к тираннозавридам. Однако современные анализы поставили его на более примитивную позициию.

Лауин в 2013 году определил стоксозавра и юратиранта к процератозавридам в качестве сестринских таксонов, образующих с синотиранном боковую ветвь развития семейства. Однако исследования 2016 года определили этих двоих к более развитым тираннозавридам, обогнавшим эотиранна. В 2020 году было выделено семейство стоксозавриды, к которому относят стоксозавра, эотиранна, юратиранта, авиатиранна и таниколагрея.

Галерея Править