ФЭНДОМ

Стокезозавр - примитивный тираннозавроид, обнаруженный в карьере Кливленд-Лойд в Юте (США) и живший в титонском ярусе позднего юрского периода.

История изучения Править

С 1960 года геолог из Юты Уильям Ли Стоукс и его помощник Джеймс Х. Мэдсен раскопали тысячи костей разрозненных аллозавров в карьере динозавров Кливленд-Ллойд в округе Эмери, штат Юта. В начале 1970-х годов Мадсен начал подробно каталогизировать эти находки, обнаружив, что некоторые останки представляют новые для науки виды. В 1974 году Мадсен назвал и описал тип вида Stokesosaurus clevelandi. Свое родовое название награды Стокса. Видовое название относится к городу Кливленд, штат Юта.

Голотип UMNH 2938 был обнаружен в формации Моррисона, датируемым 150 млн лет назад. Он состоит из левой подвздошной или тазобедренной кости, принадлежащей ювенильной особи.  Мадсен также назначил паратип, UUVP 2320, на 50% больше правой подвздошной кости.В 2005 году этот образец был отнесён к виду Tanycolagreus, который сейчас считается младшим синонимом стокезозавра.

В 1976 году Питер Малкольм Гальтон посчитал стокезозавра видом рода илиозух, но позже оказалось, что это мнение не верно.

Некоторые более поздние находки были отнесены к Стокезозавру. Это включало некоторые бедренные кости и хвостовые позвонки в 1991 году, частичную мозговую оболочку в 1998 году.  другой, очень маленький илиум, относящийся к Стокесозавру, найденный в Южной Дакоте, но был потерян и мог относится к авиатиранну, близкому родственнику стокезозавра.  Более фрагментарные останки, которые, возможно, относятся к Стокезозавру, были найдены из стратиграфической зоны 2 формирования Моррисона, датированной поздним Киммериджским возрастом, около 152 миллионов лет назад.

Второй вид, Stokesosaurus langhami, был описан Роджером Бенсоном в 2008 году на основе частичного скелета из Англии. Позже, благодаря исследованиям, этот вид выделен в отдельный род - юратираннт.

Бенсон и Стивен Брусатт пришли к выводу, что ни одна кость не была по праву отнесена к Стокезозавру и что даже паратип не может быть безопасно присвоен, оставляя голотип илиума единственным известным ископаемым таксона. Многие черты говорящие о том, что юратирант и стокезозавр - один род, были опровергнуты.

ОписаниеПравить

William lee stoke s tyrant by scotthartman-d3ii7xv

Реконструкция от Скотта Хартмана

Стокезозавр, видимо, очень напоминал другого динозавра, названного илиозухом, обнаруженного в Англии в 30-е годы XX века, и их теперь рассматривают как одно и то же животное. Особенности строения найденной черепной коробки характерны для тираннозаурида, но до сих пор существует неопределенность в вопросе о том, действительно ли она принадлежала стокезозавру, так как кости и череп лежали на значительном расстоянии друг от друга.

ГалереяПравить