ФЭНДОМ

Redstar

Сфенакодон (лат. Sphenacodon) - род сфенакодонтов, описанный Чарльзом Маршем в 1878 году.

Открытие и изучение

Сфенакодон4

Скелет сфенакодона

Род описал Отниел Чарльз Марш на основе нижней челюсти. В своём коротком описании он отметил задние зубы ("коронки сильно сжаты и имеют очень острые режущие кромки без зубцов"). Марш оценил размер животного в шесть футов (1,83 м), но никакого более подробного материала не было. Однако это не помешало Маршу дать сфенакодону видовое название "ферокс", что в переводе означает "свирепый", и выделить его в собственное семейство сфенакодонтиды, примитивных клювоголовых. Тогда эта группа включала в себя всех примитивных рептилий. После этого сфенакодона забыли на тридцать лет. А его природный конкурент - диметродон, по иронии описанный конкурентом Марша Коупом, стал важным таксоном, известным по многим окаменелостям. А осознание того, что сфенакодон и диметродон - разные роды пришло в начале 20 века.

Вид фероциор описан в 1937 году Альфредом Ромером. В 1940 году Ромер и Прайс предоставили подробное описание ферокса и фероциора с реконструкциями.

Также к сфенакодону причисляют обнаруженного в 1908 году пеликозавра, известного ещё как оксиодон. Его описал фон Хюне. Однако, название оксиодон оказалось занятым рыбой, известной также как эпигонус. Останки сначала классифицировали как триасового динозавра, но Хюне утверждал, что перед ним пелкиозавр. Патон в 1974 году перенёс этого неопределённого сфенакодонтида в род сфенакодон, выделив его в британский вид. Учёный посчитал, что это существо было размером с ферокса. Однако сейчас, на основе новых исследований, британский вид находится в составе семейства как "Sphenacodontidae incertae sedis"

Описание

Род разделён на три вида: Sphenacodon(?) britannicus, Sphenacodon ferox  иSphenacodon ferocior. Типовым является вид S. ferox .

Череп сфенакодона напоминал череп диметродона: узкий, с выемкой в передней части верхней челюсти. Зубы разделены на режущие, колющие и хватающие. К тому же и строение тела напоминает диметродона, однако есть некоторые отличия: невральные шипы вдоль позвоночника поразительно различны у каждого из этих родов. У диметродона — невральные шипы длинные, узкие и цилиндрические, они поддерживали высокий вертикальный спинной парус, который заканчивался у основания хвоста. У сфенакодона же невральные шипы увеличены, но сохраняют форму уплощенных лезвий и образуют гребень, а не высокий парус. Подобные формации встречаются у другого сфенакодонта - ктеноспондила. У позвоночника располагались сильные мышцы, поддерживающие гребень.

И сфенакодон, и диметродон ходили "вразвалочку", предположительно волоча хвост по земле. Однако, относящиеся к диметродоны дорожки следов диметропусы показывают, что похоже ходили и другие сфенакодонты, но у них отсутствуют следы волочения хвоста и пуза. Это может быть доказательством, что многие важные черты анатомии обоих сестринских таксонов остаются невыясненными.

Ниже дана кладограмма филогенетического анализа Бенсона 2012 года:

Amniota

Завропсиды Allosaurus A Walking with Dinosaurs Special

Synapsida

Ophiacodontidae 0025-1

Varanopidae

Caseasauria Котилоринх

Ianthodon schultzei

Edaphosauridae Edaphosaurus-dinosaurs-22052165-800-418

Sphenacodontia

Haptodus garnettensis Хаптод

Pantelosaurus saxonicus

Sphenacodontidae

Cutleria wilmarthi Катлерия

Secodontosaurus obtusidens Секодонтозавр1

Cryptovenator hirschbergeri

Dimetrodon spp. Dimetrodon limbatus

Sphenacodon spp. Sphenacodon2

Therapsida Биармозух5

Однако анализ Бринка 2015 года даёт другие результаты:

Sphenacodontidae

Secodontosaurus

Sphenacodon

Ctenospondylus

Dimetrodon milleri

Dimetrodon limbatus

Dimetrodon borealis

Dimetrodon grandis

Палеоэкология

Сфенакодон1

Возможная конкуренция между сфенакодоном и некрупными диметродонами

Вид ферокс обитал в пустошах. Он был низким хищником, длиной метр семьдесят. Отростки, формирующие парус, были небольшими и вряд ли служили так же, как и у диметродона. Жили по одиночке. Рацион составляли мелкие рептилии.

А вот более крупный вид фероциор жил в лесах. Он был крупнее ферокса и питался наземными позвоночными. Интересно, что рядом с ним обитал маленький вид диметродона.

Вполне возможно два варианта: либо сфенакодон конкурировал или сосуществовал с диметродонами, либо последние вытесняли сфенакодонов, т.к. в других местах, кроме формации Або/Катлер, в которой обнаружен сфенакодон фероциор, диметродоны были доминирующими хищниками.

Интересные факты

Найденый в Нью-Мексико диметропус может принадлежать как мелкому сфенакодону, так и диметродону.

Галерея

Источники