Таларур (лат. Talarurus) — род анкилозаврид, живший на территории современной Монголии. Обитал в меловом периоде около 90 млн лет назад.

История изучения

Останки этого динозавра были обнаружены в 1948 году в юго-восточной части пустыни Гоби нынешней Монголии, во время первых советско-монгольских палеонтологических экспедиций 1946-49 годов. Типовой экземпляр PIN 557-91 был извлечён из песчаного красно-карбонатного глинистого камня в местечке Баин-Шире и содержал разрозненные останки нескольких особей. В 1952 году Евгений Малеев описал эту находку под названием Talarurus plicatospineus, название рода означает «плетеный хвост». Голотип, обозначенный Малеевым, включал фрагментарный череп с задней частью черепа, включая затылочную область, многочисленные позвонки, несколько ребер, кости конечностей и разнообразные элементы брони, и остеодерм. Фактически образцы состояли из фрагментарных останков шести человек, обнаруженных на одном участке. Элементы всех этих образцов были объединены в скелетную реконструкцию, установленную в Московском палеонтологическом институте. Череп был восстановлен на основе экземпляра другого анкилозаврида, пинакозавра (Pinacosaurus). В некоторых отношениях эта реконструкция устарела: например передние конечности сильно разведены в стороны, а ноги были восстановлены ​​с четырьмя пальцами, хотя, вероятно, их было всего три.

Реконструкция Talarurus plicatospineus в Палеонтологическом музее им. Орлова (образец PIN 557-91)

В 1977 году польский палеонтолог Тереза ​​Марьяньска выбрала PIN 557-91, заднюю часть черепа, в качестве лектотипа. Летотип - это образец, впоследствии выбранный для использования в качестве основного образца для вида, первоначально описанного на основе нескольких образцов - синтипов. Наличие единственного типового образца уменьшает вероятность путаницы, особенно учитывая, что среди нескольких обнаруженных синтипов могут находиться образцы нескольких биологических видов.

Другой образец (PIN 3780/1) был найден советско-монгольской палеонтологической экспедицией в 1975 году в районе Байшина-Цав формации Баин Шире и теперь находится в Палеонтологическом институте Российской академии наук в Москве. Этот материал состоит из верхней части черепа и костей скелета. В 1977 году Тереза Марьяньская переименовала вид Syrmosaurus disparoserratus, описанный Малеевым в 1952 году во второй вид таларура - Talarurus disparoserratus. В 1987 году Татьяна Туманова выделила этот образец в отдельный род Малеев (Maleevus disparoserratus).[1] Интернациональные корейско-монгольские экспедиции по поиску динозавров 2007-08 годов позволили обнаружить множество нового материала. Среди них был образец черепа Talarurus plicatospineus (MPC-D 100/1354) подготовленный в лаборатории города Хвасон и Корейском институте Геологических наук и минеральных ресурсов (KIGAM).

Описание

Череп MPC-D 100/1354

Череп таларура измеряется приблизительно 24 сантиметра (9,4 дюйма) в длину и около 22 сантиметра (8,7 дюйма) в ширину, общая длина его тела оценивается в 4-6 метров (13-20 футов). В 2010 году Грегори С. Пол оценил его длину в пять метров и весом в две тонны.[2] Малеев описывал таларура как имеющего пять пальцев на передних конечностях и четыре пальца на задних ногах. Однако в артикуляции не было обнаружено конечностей с четырьмя пальцами; реконструированная нога является составной, а три пальца - более вероятным числом, поскольку все другие известные анкилозавры имеют только три пальца; более ранние сообщения о том, что пинакозавр также обладает четырьмя пальцами, тоже являются заблуждением. Как и другие анкилозавры, у него были тяжелая броня и клубень на хвосте, который был довольно небольшим. Таларур является одним из старейших известных анкилозавров из Азии и одним из наиболее известных анкилозавров из Монголии, наряду с такими как пинакозавр (Pinacosaurus), тархия (Tarchia) и зайхания (Saichania). В 2017 году ученые провели исследование морфологии мозга и палеоневрологии монгольских видов Talarurus plicatospineus и Tarchia teresae, где они были описаны и проанализированы с помощью компьютерной томографии. Изучение палеоневрологических особенностей этих монгольских таксонов добавляют новую анатомическую информацию для обоих видов, позволяющих провести первое сравнение с анкилозавридами и нодозавридами из Северной Америки.[3]

Источники

Галерея