Земноводные лого.png
Внимание! Над этой статьей ведётся работа.
Пожалуйста, не редактируйте её, если вы видите это сообщение: статью сейчас активно правит Тамаран.

Танистрофей (также танистрофеус) — род семейства танистрофеид, обитавший в триасовом периоде. Самый знаменитый проторозавр.

История

Трибелесодон от Франца Нопчи

В 1886 году Франческо Бассани описал род трибелесодон, который потом синонимизировали с танистрофеем. Другим синонимизированным с танистрофеем животным является процерозавр, описанный Хюне в 1902 году. Несколько предполагаемых танистрофеев было обнаружено в конце XIX века на юго-западе США. Позднее на их основе описали динозавра целофизиса.

Типовый вид танистрофея, T. conspicuus, описан на основе посткраниальных скелетов из среднего ландина (верхнего мушелкалька и нижнего кеупера[1]) Германии и Польши. Эти находки были также известны как макросцелозавр (nomen oblitum). Ныне они признаны недиагностичными, что сделало данный вид nomen dubium. T. antiquus был обнаружен в конце 1900-ых в Гоголинской формации в Польше. Его отличительная черта - укороченные позвонки. Позднее изначальные образцы были утеряны, но в XXI веке были обнаружены новые образцы данного вида.

Самый известный и хорошо изученный вид - T. longobardicus из формации Бесано. Его останки впервые обнаружили в 1930-ых годах и продолжают находить до сих пор. Данный вид сначала был обнаружен в Италии, потом, в 2005 году, на территори Швейцарии. В 2007 году пять образцов T. longobardicus были описаны Стефанией Носотти, что позволило получить новые сведения об анатомии танистрофея.

В 2001 году в Махтеш-Рамон в Израиле были обнаружены останки танистрофея, которым присвоили название  T. haasi. Данный вид является спорным, так как его позвонки похожи на T. conspicuus или T. longobardicus. Вид T. biharicus был обнаружен в 1975 году на территории Румынии. Ныне он считается возможным синонимом T. longobardicus. В 1980 году в известняке Мерида в Монте Сан Джорджо обнаружили хорошо сохранившийся череп с шеей PIMUZ T 3901, на основе которого выделили вид T. meridensis. Позднее череп отнесли к T. longobardicus, синонимизировав два вида. Вид T. fossai из норийского аргиллита Соляной ручей в Италии был выделен в 2019 году в род склерострофей.

PIMUZ T 2817 - морфотип T. hydroides

Образцы неопределённых танистрофеев, в основном, похожих на T. longobardicus были обнаружены в ландинской или раннекарнийской формации Чжуганпо в провинции Гуйчжоу (Ли 2007 и Риппел 2010), в формации Вулфвилл в заливе Фанди в Новой Шотландии (2014 год), Джильхской формации Саудовской Аравии, а также различных анизийских-ландинских местонахождений в Испании, Италии и Швейцарии.

Ревизия 2019 года показала, что полноценными видами являются только T. longobardicus и T. antiquus. А в 2020 году крупные образцы танистрофея из Монте Сан Джорджо были выделены в новый вид - T. hydroides.

Описание

Танистрофей отличается от большинства остальных членов семейства удлинённой шеей из 12-13 позвонков. Самым длинным был девятый шейный позвонок, чья длина превосходила высоту в десять раз. Слабое развитие шейного отдела позвоночника предполагает такую же слаборазвитую мускулатуру спинного отдела. Субвертикальное расположение пре- и постзигапофизов ограничивало движение шеи вбок, а отходящие от позвонков шейные рёбра образовывали вентральную скобу, которая бы переносила часть веса с шейного отдела на плечевой пояс, однако ограничивало вентрально-дорсальное сгибание. Спинной отдел позвоночника состоит из 13 позвонков в форме песочных часов, на крестец приходится 2 позвонка, на хвост - 12 позвонков со слабо развитыми спинными и гемальными шипами, а также хорошо развитыми поперечными отростками.

Пояса конечностей различаются: передние конечности меньше и грацильнее задних, из-за чего можно сделать вывод, что центр масс танистрофея находился ближе к тазу. Места прикрепления хвостобедренной мышцы указывают на большую массу танистрофея.

Виды

  • T. conspicuus nomen dubium Von Meyer, 1855
  • T. antiquus Von Huene, 1907-1908
  • T. longobardicus Bassani, 1886
  • T. hydroides Spiekman et al., 2020

Синонимы

  • Macroscelosaurus Münster vide Meyer, 1852 (nomen oblitum)
  • Tribelesodon Bassani, 1886
  • Procerosaurus von Huene, 1902
  • T. biharicus Jurcsák, 1975 (синоним T. longobardicus?)
  • T. haasi Rieppel, 2001 (nomen dubium)
  • T. meridensis Wild, 1980 (синоним T. longobardicus)

В культуре

Танистрофей показан в научно-популярном сериале «Прогулки с морскими чудовищами» как сугубо морская рептилия. Создатели фильма изобразили его передвигающимся под водой необычным образом — он как бы идёт по дну, отталкиваясь задними лапами. Кроме того, он показан обладающим способностью к автотомии, хотя палеонтологические находки этого не подтверждают.

Галерея

  1. По Европейской листостратиграфии