ФЭНДОМ

Телматозавр (лат. Telmatosaurus) — небольшой растительноядный динозавр из Европы, обитал в меловом периоде 70—66 млн лет назад.

История находки

Telmatosaurus

Telmatosaurus transsylvanicus

Окаменелые кости были приобретены бароном Францем Нопча в 1895 году, они были найдены его сестрой Илоной, недалеко от родового поместья барона Нопча в Саселе, около деревни Санпетру, что находится в районе Хацег на юге Карпат в Трансильвании. В то время Трансильвания была венгерской территорией Австро-Венгерской империи, а сейчас является частью Румынии.

В 1900 году Нопча описал нового «траходонтида» под видом Limnosaurus transsylvanicus, но позже выяснилось, что родовое название уже используется в классификации крокодиловых. Таким образом, в 1903 году Нопча изменил имя на Telmatosaurus — «ящер из болота».

В 2004 году палеонтолог Джек Хорнер заявил, что тельматозавр является самым известным европейским гадрозавридом и единственным действительным европейским видом гадрозаврид. Этот птицетазовый динозавр из континентальных пластов Трансильвании известен на основе довольно полного черепа с нижней челюстью, хранящихся в Музее естественной истории Лондона под номером BMNH R3386, скелетные элементы телматозавра, как и у большинства других позвоночных из меловых отложений Трансильвании, немногочисленны и изолированы.
Telmatosaurus transsylvanicus. The skeletal parts known according to WEISHAMPEL et al. (1993), in black. The basis for the postcranial skeleton is that of Edmontosaurus, from WELLNHOFER (1994), modified.

Реконструкция скелета (WEISHAMPEL et al., 1993)

Единственное сочленение элементов, кроме голотипа черепа и нижние челюсти, представлены цепочкой из четырех шейных позвонков, трёх крестцовых позвонков с двумя крестцовыми рёбрами и нескольких других сочлененных позвонков.

Описание

Телматозавр отличается маленьким размером тела, в 1991 году Дэвид Б. Вейшампел оценил его длину примерно в 5 метров, а вес — в 500 кг. Гадрозавры европейского архипелага, возможно, приобрели эту особенность в результате развития так называемой островной карликовости. Похоже, что остатки гадрозаврид вообще не распространены в отложениях Санпетру, их превосходят по численности кости титанозавровых завроподов и игуанодонтового залмоксеса (Zalmoxes). Из трансильванских отложений изестнен титанозаврид магиарозавр (Magyarosaurus dacus) и нодозаврид Struthiosaurus transsylvanicus. Птерозавры и амфибии в основном встречаются в Денсус-Чульской свите, например хацегоптерикс (Hatzegopteryx). Так же были обнаружены отдельные зубы теропод и крокодилов.[1]

В 1993 году в «Долине динозавров», расположенной в западной Румынии, была найдена челюсть утконосого динозавра возрастом 67–69 млн лет, идентифицированная как принадлежащая телматозавру. При обследовании с помощью микротомографии (КТ) сканирование показало, что эта особь телматозавра имела патологию — доброкачественую опухоль нижней челюсти, также встречающейся у некоторых рептилий и млекопитающих. Несмотря на документирование различных типов опухолевых патологий, встречающихся в ископаемых останках позвоночных, до сих пор не было выявлено никаких амелобластных опухолей. Амелобластома - это доброкачественная опухолевая опухоль с сильным преобладанием нижней челюсти.[2]

Источники

  1. Telmatosaurus and the other hadrosaurids of the Cretaceous European Archipelago
  2. https://www.nature.com/articles/srep29271

Галерея