Вымершие животные вики
Advertisement

Телматозавр (лат. Telmatosaurus) — небольшой растительноядный динозавр из Европы, обитал в меловом периоде 70—66 млн лет назад.

История находки

Telmatosaurus transsylvanicus

Окаменелые кости были приобретены бароном Францем Нопча в 1895 году, они были найдены его сестрой Илоной, недалеко от родового поместья барона Нопча в Саселе, около деревни Санпетру, что находится в районе Хацег на юге Карпат в Трансильвании. В то время Трансильвания была венгерской территорией Австро-Венгерской империи, а сейчас является частью Румынии.

В 1900 году Нопча описал нового «траходонтида» под видом Limnosaurus transsylvanicus, но позже выяснилось, что родовое название уже используется в классификации крокодиловых. Таким образом, в 1903 году Нопча изменил имя на Telmatosaurus — «ящер из болота».

В 2004 году палеонтолог Джек Хорнер заявил, что тельматозавр является самым известным европейским гадрозавридом и единственным действительным европейским видом гадрозаврид. Этот птицетазовый динозавр из континентальных пластов Трансильвании известен на основе довольно полного черепа с нижней челюстью, хранящихся в Музее естественной истории Лондона под номером BMNH R3386, скелетные элементы телматозавра, как и у большинства других позвоночных из меловых отложений Трансильвании, немногочисленны и изолированы.

Реконструкция скелета (WEISHAMPEL et al., 1993)

Единственное сочленение элементов, кроме голотипа черепа и нижние челюсти, представлены цепочкой из четырех шейных позвонков, трёх крестцовых позвонков с двумя крестцовыми рёбрами и нескольких других сочлененных позвонков.

Описание

Телматозавр отличается маленьким размером тела, в 1991 году Дэвид Б. Вейшампел оценил его длину примерно в 5 метров, а вес — в 500 кг. Гадрозавры европейского архипелага, возможно, приобрели эту особенность в результате развития так называемой островной карликовости. Похоже, что остатки гадрозаврид вообще не распространены в отложениях Санпетру, их превосходят по численности кости титанозавровых завроподов и игуанодонтового залмоксеса (Zalmoxes). Из трансильванских отложений изестнен титанозаврид магиарозавр (Magyarosaurus dacus) и нодозаврид Struthiosaurus transsylvanicus. Птерозавры и амфибии в основном встречаются в Денсус-Чульской свите, например хацегоптерикс (Hatzegopteryx). Так же были обнаружены отдельные зубы теропод и крокодилов.[1]

В 1993 году в «Долине динозавров», расположенной в западной Румынии, была найдена челюсть утконосого динозавра возрастом 67-69 млн лет, идентифицированная как принадлежащая телматозавру. При обследовании с помощью микротомографии (КТ) сканирование показало, что эта особь телматозавра имела патологию — доброкачественую опухоль нижней челюсти, также встречающейся у некоторых рептилий и млекопитающих. Несмотря на документирование различных типов опухолевых патологий, встречающихся в ископаемых останках позвоночных, до сих пор не было выявлено никаких амелобластных опухолей. Амелобластома — это доброкачественная опухолевая опухоль с сильным преобладанием нижней челюсти.[2]

Источники

Галерея