ФЭНДОМ

Телматофилус Сидорчук (лат. Telmatophilus sidorchukae) — вид жуков, описанный из ровенского янтаря, добываемого в Ровенской области Украины.

История изучения

Телматофилус Сидорчук

A — общий вид, дорзально; B — общий вид, вентрально. Иллюстрация из статьи

На момент описания этого вида, ровенский янтарь изучался сравнительно непродолжительное время, однако в нём уже были найдены и описаны несколько новых видов жуков, сетчатокрылых и верблюдок.

При изучении фрагмента янтаря, обнаруженного в пойме реки Веселуха, сотрудник Зоологического музея МГУ Георгий Любарский и сотрудник Института зоологии имени Шмальгаузена Евгений Перковский обнаружили остатки жука хорошей сохранности. Новый вид был описан в статье "First Rovno amber species of the genus Telmatophilus (Coleoptera: Clavicornia: Cryptophagidae) from Veselukha floodplain", опубликованной в Invertebrate Zoology в 2020 году.

Вид был отнесён к роду Telmatophilus и является первым известным ископаемым представителем данного рода (описанный в 2019 году вид Telmatophilus britannicus был переописан как Cryptophilus britannicus).

Этимология

Видовое название было дано в честь погибшей в 2019 году сотрудницы Палеонтологического института РАН Екатерины Сидорчук, специалистки по ископаемым клещам. Разработанные ей методы использовались при обработке образца.

Описание

Телматофилус Сидорчук 2

Общий вид, вентрально. Иллюстрация из статьи

Telmatophilus sidorchukae был небольшим, 1.7 мм длиной, жуком чёрного цвета с удлинённо-овальным телом.

Глаза сравнительно большие, выпуклые. Антенны длинные.

Ширина пронотума (переднеспинки) в 1.7 раз больше его длины. Переднеспинка в задней части шире, чем в передней.

Длина элитр (надкрыльев) примерно в 1.6 раз больше, чем ширина их вместе взятых. Надкрылья слегка дугообразные по бокам, немного шире переднеспинки. Эпиплевры умеренно узкие, редуцированные. Гипопигидий выступает из-под надкрыльев, что также порой наблюдается и у современных представителей рода, особенно часто у самок.

Telmatophilus sidorchukae схож с современным палеарктическим видом Telmatophilus typhae, питающимся пыльцой рогозе (Typha). Telmatophilus sidorchukae отличается от всех современных представителей этого рода сочетанием ряда признаков: относительно длинные усики (3-й, 4-й и 5-й членики усика более чем в 2 раза длиннее ширины, 10-й членик не поперечный, 11-й удлиненно-овальный); расстояние между средними тазиками вдвое меньше, чем диаметр среднего тазика; расстояние между задними тазиками примерно в 5 раз больше, чем между передними тазиками, примерно равно диаметру заднего тазика.

Эволюция рода Telmatophilus

Предполагается, что возникновение рода связано с широким распространением полупогруженных растений, на которых питаются Telmatophilus, которому способствовало появление макрофитных озёр на севере Евразии после начавшегося во второй половине эоцена похолодания.

Источники