Темноспондильные, или темноспондилы (лат. Temnospondyli; происходит от древнегреческих слов τέμνειν (temnein) — «разрезать» и σπόνδυλος (spondylos) — «позвонок») — разнообразный отряд четвероногих позвоночных, которых многие учёные относят к примитивным амфибиям. Данная группа процветала в каменноугольный, пермский и триасовый периоды, а некоторые виды (например, кулазух) дожили и до раннего мелового периода. Эти животные обитали повсеместно, о чём свидетельствуют многочисленные окаменелости, найденные на всех континентах (а также некоторых островах).

За свою долгую эволюционную историю (примерно 210 млн лет) темноспондилы смогли адаптироваться к огромному количеству сред обитания, в том числе к пресноводной и наземной, некоторые даже заселили морские побережья. Представители данного отряда сильно рознились в размерах и внешнем виде; от мелких земноводных, напоминавших современных амфибий (амфибам), до огромных сверххищников, занимавших нишу, схожую с таковой у крокодилов (прионозух). Их онтогенез хорошо изучен, известны окаменелости личиночных стадий, метаморфических и взрослых особей. Большинство темноспондильных представляли собой полуводных животных, хотя некоторые разновидности были почти полностью наземными и с водой их связывала лишь необходимость размножаться. Они представляли собой одних из первых позвоночных, адаптировавшихся к жизни на поверхности. Хоть темноспондилов и считают амфибиями, некоторые черты, такие как чешуя, когти и броневидные костные пластины разительно отличают их от современных земноводных.

Источники