ФЭНДОМ

Теризинозавр (лат. Therizinosaurus cheloniformis, что в переводе означает "ящер-косарь") — род гигантских теризинозаврид с огромными когтями, живший на территории современной Монголии, обитал в конце мелового периода 70 млн лет назад.

История находкиПравить

Therizinosaurus claws
Первые ископаемые остатки были обнаружены в 1948 году совместной советско-монгольской палеонтологической экспедиции в провинции Немегт, на юго-западе Монголии. Экспедиция раскопала несколько гигантских сломанных когтей, оцененных до одного метра в длину. Экземпляры были названы и описаны русским палеонтологом Евгением Малеевым в 1954 году как Therizinosaurus cheloniformis - «ящер - коса», который
Теризинозавр - черепаха

Реконструкция теризинозавра как черепахи

отнес их к большой водоплавающей черепахе, рептилии длиной 4,5 метра, которая использовала клешни для сбора морских водорослей. Так было до 1970 года, когда Анатолий Константинович Рождественский определяет эти окаменелости к тероподовым динозаврам. Тем не менее, точный вид динозавра оставался спорным вопросом, дальнейшие экспедиции позволили извлечь больше окаменелостей. Первыми были образцы еще нескольких костей с когтями и частей передних конечностей, описанных Ринченом Барсболдом в 1976 году. Еще одна находка состоящая из задних конечностей, описывается А. Перле в 1982 году. Впоследствии, находки на севере Китая родственных видов позволила палеонтологам собрать общую структуру скелета животного. Открытие эрликозавра и сегнозавра помогли прояснить отношения теризинозавра среди других групп динозавров.
Therizinosaurus claws 01
Therizinosaurus claws 02
Были предложены различные теории, чтобы объяснить их происхождение, некоторые ученые предполагали, что они были потомками завроподоморфов, другие и вовсе исключали их из ящеротазовой группы. Тем не менее, новые хорошо сохранившиеся экземпляры, такие как алксазавр в 1993 и бэйпяозавр в 1996 году, представили подробную информацию об их принадлежности к тероподам.

ОписаниеПравить

Therizinosauridea
Хотя ископаемые остатки теризинозавра являются очень неполными, могут быть сделаны выводы об их физических характеристиках, основанные на родственных теризинозавридах. Как и другие члены их семьи, теризинозавр вероятно, имел небольшой череп на длинной шее, двуногую походку и тяжелое, широкое тело (о чем свидетельствует широкий таз других теризинозавридов). Имеет рекордные по длине передние конечности среди динозавров, которые, возможно, достигали длины до 2,5 м (8,2 футов) или даже 3,5 метра (11,5 футов) в самом большом из известных образцов. Задние конечности заканчивались четырьмя несущими пальцами ног, в отличие от других групп теропод. В 2010 году Грегори С. Пол оценил максимальный размер теризинозавра в 10 метров (33 футов) в длину и 5 тонн в весе.[1]

Наиболее отличительной особенностью теризинозавра стало наличие гигантских когтей на каждом из трех пальцев передних конечностей. Крупные экземпляры когтей являются неполными, но вероятно они достигли около 1 метра (3,3 фута) в длину. Эти когти являются самыми длинными любого известного животного.

Therizinosaurus-size
Когти использовались теризинозавром в качестве обороны. Пригибать ему ветки к пасти было не очень нужно - на это есть длинная шея - а для боя они подходят отлично. Но с ударами когтистых лап есть одна проблема - наносить ими оплеухи тарбозавру, как часто показывают в массовой культуре, неудобно. Когти заострены на концах и не могут использоваться как лезвия. Теризинозавр наносил резкие, колющие удары, стараясь проткнуть врага. Но чтобы производить такие действия, нужно обладать хорошим зрением и координацией, которые теризинозавр сохранил от своих плотоядных и проворных предков.

Перья Править

Никаких окаменелых свидетельств того, что у теризинозавра были перья, пока не найдено, однако большинство современных учёных считают, что у теризинозавра было оперение, так как были обнаружены свидетельства того, что у некоторых теризинозаврид (в частности, у бэйпяозавра) перья были.

ИсточникиПравить

  1. http://www.wikiwand.com/en/Therizinosaurus

Галерея Править

Основная статья: Теризинозавр/Галерея