Вымершие животные вики
Advertisement

Теризинозавры — инфраотряд динозавров-теропод из отряда заурихий. Большинство ученых относит их к манирапторам.

Описание

Имели длинные когти на передних кончностях и, возможно, перья. Однако однозначных доказательств оперения не найдено.Так что, теризинозавры могли иметь пух (максимум), но с такой же вероятностью (если не большей) они его могли и не иметь его.

Тело, судя по всему, держали прямо, имели длинную тонкую шею и птичий клюв.У некоторых видов отсутствовали зубы.

История изучения

Поскольку ранние находки были неполными, эти странные анатомические особенности привели некоторых учёных — таких, как Грегори С. Пол, к ложному выводу, что сегнозавры (термин «теризинозавры» тогда ещё не использовался) — потомки прозауропод или примитивных птицетазовых динозавров. Из-за того, что теризинозавров считали родственниками прозауропод, ранние изображения сегнозавров (включая иллюстрации Пола) изображали их как полу-четвероногих животных, однако передвижение этих существ на четырёх ногах было бы невозможно с учетом птичьей природы их запястья. Палеонтолог Роберт Т. Бэккер в 1986 году предложил изменить существовавшую тогда классификацию динозавров. Один отряд должен включать всех хищных динозавров — карнозавров, целурозавров, рапторов, а второй отряд всех растительноядных — орнитопод, гадрозавров, маргиноцефалов (пахицефалозавры и цератопсы), а также сегнозавров, зауропод и прозауропод.

Теризинозавров считали родственниками прозауропод до середины 1990-х годов, когда был обнаружен алксазавр, окаменелости которого сохранились почти полностью. Алксазавр напоминал скорее теропода, нежели прозауропода, поэтому теризинозавров в современной классификации относят к тероподам.

Скелет фалкария

Связь между теризинозаврами и другими тероподами окончательно была установлена в связи с открытием примитивных представителей группы — таких, как бэйпяозавр в 1999 году и фалкарий в 2005[3]. Учёные, которые описали фалкария, отмечали, что он представляет промежуточный этап между хищными и травоядными тероподами. Хотя в настоящее время теризинозавры классифицируются как тероподы, их черепа напоминали черепа зауроподов формой зубов и челюстей, поэтому вероятно то, что они были растительноядными.

Описанный в 2009 году новый вид по достаточно полному скелету Nothronychus graffami дал учёным возможность снова рассматривать кладу Therizinosauria как базальную линию манирапторов.

Есть также гипотеза,что динозавров надо разделить на 3 отряда:заурихии,орнитихии и теризинозавриды (в связи с их строением тазобедренной кости) .

120px-Saurischia.png

Тазобедренная кость теризинозавра.

Систематика .

Барсболд и Пэрлэ в 1980 году определили теризинозавров как инфраотряд кархародонтозаврид. Дун Чжимин в 1992 году пошёл ещё дальше, поставив теризинозавров в особый отряд, Segnosaurischia (сегнозавротазовые). Это название было отвергнуто после открытия того, что теризинозавры — специализированный инфраотряд в рамках подотряда кархародонтозаврид. Кларк и др. в 2004 году рассматривали Segnosaurischia как синоним теризинозавров.

Семейство теризинозаврид было предложено Малеевым в 1954 году и включало только гигантского когтистого теризинозавра. Когда Малеев понял, что теризинозавр была передовым сегнозавром, он предложил использовать термин теризинозавроиды для определения двух семейств: теризинозавридов и алксазавридов. Это определение используется и по сей день.

Advertisement