ФЭНДОМ

Тероподы-подотряд заурихий,живший с позднего триаса по поздний мел.Большинство было хищниками,но некоторые виды,например терезинозавр были растительноядными.Также были всеядные,например,авимим. С точки зрения кладистики ,птицы тоже относятся к тероподам.

Классификация.

История классификации.

До 1980-х годов всех теропод делили согласно их размерам на две группы:

  • Целурозавры (Coelurosauria — пустохвостые ящеры) — маленькие быстрые, птицеподобные (орнитомим, велоцираптор);
  • Карнозавры (Carnosauria — плотоядные ящеры) — хищники от больших до гигантских размеров, с крупной головой (тираннозавр, аллозавр).

Ясная картина такого разбиения уже в 1960—1970-х годах начала подвергаться критике, вызываемой находками таких звероногих динозавров среднего размера, как например, дейноних (Deinonychus). В результате многие палеонтологи вернулись к предположению, высказанному Хюне в 1920-х годах, согласно которому некоторые из форм, ранее причислявшихся к карнозаврам (в том числе тираннозавры), состоят в более близком родстве с некоторыми целурозаврами, чем с другими представителями группы карнозавров. В результате смысл выделения группы Carnosauria оказался под вопросом[8]. Название Carnosauria по-прежнему используется некоторыми учёными в более узком смысле.

Другой вариант классификации теропод — разделение их на самых ранних целофизоид, цератозавров, включавших примитивные формы, и тетануров, более продвинутых птицеподобных представителей.

Таксономия.

  • Отряд: Ящеротазовые (Saurischia)
    • Подотряд: Тероподы (Theropoda)
      • Род: Демонозавр (Daemonosaurus)
      • Род: Эодромеус (Eodromaeus)
      • Род: Эораптор (Eoraptor)
      • Род: Тава (Tawa)
      • Семейство: Герреразавриды (Herrerasauridae)
        • Род: Санхуанзавр (Sanjuansaurus)
      • Без ранга: Neotheropoda
        • Надсемейство: Целофизоиды (Coelophysoidea)
          • Семейство: Целофизиды (Coelophysidae)
        • Без ранга: Averostra
          • Клада: Цератозавры (Ceratosauria)
            • Семейство: Цератозавриды (Ceratosauridae)
            • Семейство: Noasauridae
            • Семейство: Abelisauridae
          • Без ранга: Tetanurae
            • Надсемейство: Megalosauroidea
            • Без ранга: Avetheropoda
              • Инфраотряд: Карнозавры (Carnosauria)
              • Без ранга: Целурозавры (Coelurosauria)
                • Cемейство: Компсогнатиды (Compsognathidae)
                • Надсемейство: Тираннозавры (Tyrannosauria)
                • Клада: Манирапториформы (Maniraptoriformes)
                  • Инфраотряд: Орнитомимозавры (Ornithomimosauria)
                  • Инфраотряд: Альваресзавры (Alvarezsauria)
                  • Инфраотряд: Теризинозавры (Therizinosauria)
                  • Инфраотряд: Овирапторозавры (Oviraptorosauria)
                  • Инфраотряд: Дейнонихозавры (Deinonychosauria)
  • Класс: Птицы (Aves)

Анатомия.

Тероподовые динозавры, в отличие от других групп динозавров, ходили на двух ногах. У двуногих динозавров было три преимущества:

  1. Они быстрее бегали;
  2. Дальше видели;
  3. Передние лапы, не участвующие в движении, были свободными и выполняли другие функции.

В биомеханике крупных тероподов вроде тираннозавра имелся существенный недостаток — на большой скорости малейший неверный шаг мог привести к падению, нередко с последующими увечьями. У тероподов на руках имелись длинные когтистые пальцы, которыми они собирали корм или ловили добычу. У тираннозавров — крупных двуногих хищных динозавров — задние конечности были в два раза больше человеческого роста, а передние достигали довольно небольших размеров. Тираннозавры легко обходились без передних лап как при передвижении, так и в процессе кормления. По мнению некоторых учёных, передние лапы служили тираннозаврам опорой, когда они укладывались наземь или спаривались, хотя по большому счёту это так и остаётся загадкой.

275px-Sprawling and erect hip joints - horiz

Выпрямление ног у теропод и млекопитающих (в середине).

Эволюция и распространение .

Считается, что примерно 230 миллионов лет назад, когда все континенты были объединены в суперконтинент Пангею, древние ящеры стали заселять разные регионы планеты. Тероподы возникли на территории Гондваны (региона, который позже стал Южной Америкой) и позже расселились по суперконтиненту. Также известны находки динозавров триасового периода из Европы и США.

Известно, что к концу триасового периода (около 228—216,5 млн лет), три основных линии динозавров, а именно тероподы, завроподоморфы и птицетазовые были уже хорошо дифференцированы. Останки ранних тероподов, таких как герреразавр, ставрикозавр, эораптор, эодромеус и санхуанзавр были найдены в Южной Америке на территории нынешних государств Аргентины и Бразилии. Эти примитивные тероподы имели пять пальцев на обеих руках и ногах (хотя и со значительно уменьшенным пятым пальцем), в то время как более поздняя группа тероподов — Neotheropoda, имели только три пальца на своих руках (у некоторых третий палец был рудиментарный), и четыре пальца на ногах.

До недавнего времени, стадии более позднего триаса (216—199 миллионов лет назад) представлены в основном только одной группой целофизоидов, принадлежащей к неотероподам (куда включены целофиз, SegisaurusLilensternus и зупайзавр). Эволюционный разрыв между ранними тероподами и неотероподами начал заполняться начиная с 2009 года с описанием новых видов — Tawa и Daemonosaurus. В результате палеонтологических находок было установлено, что тероподы, предки которых жили в Африке, поэтапно мигрировали в Южную, а затем и в Северную Америку, а оттуда в Европу; они перемещались с места на место, как и другие группы животных (к примеру, крокодиломорфы)[7]. Эти находки показывают, что уже примерно 215 млн лет назад тероподы заселили территорию современного штата Нью-Мексико — например динозавр тава.

0u158e755b-44ab295b-743fa8b8

Тава - род ранних теропод.

Птицы-потомки теропод?

Перьевой покров был распространён у ряда групп динозавров. Долгие годы учёные предполагали наличие перьев у некоторых семейств хищных динозавров, которые могут быть родственны предкам современных птиц, но прямые доказательства наличия перьев у динозавров появились только в середине 90-х годов XX века, когда в китайской провинции Ляонин были найдены останки мелких хищных динозавров с отпечатками перьевого покрова. В настоящее время наличие перьевого покрова твёрдо установлено у представителей 8 семейств хищных динозавров, принадлежащих к подотряду теропод. В 2016 году был найден образец янтаря, содержащего хвост нелетающего динозавра, покрытый перьями. Ряд учёных считает, что перьевой покров изначально выполнял функцию теплоизоляции, защищая животных от холода и перегрева, в дальнейшем у некоторых видов динозавров удлинённые перья на передних конечностях стали выполнять демонстрационные функции в брачный период, а впоследствии использоваться древесными видами для планирования.

Характер перьевого покрова отличался у различных групп динозавров, некоторые виды были покрыты мелким волосовидным пухом, напоминающим шерсть млекопитающих, другие имели на хвосте и передних конечностях длинные перья, с жёстким центральным стержнем и разветвлёнными бородками, как у современных птиц. Наиболее сложный перьевой покров имели представители семейств дромеозавров и троодонтов, оперение которых включало пух, покровные и контурные перья. Некоторые виды семейства Дромеозавров, вели древесный образ жизни и использовали длинные контурные перья для планирования, наиболее известным из таких динозавров является микрораптор, который обитал в лесах северо-восточного Китая в раннем меловом периоде (125 млн лет назад).

Микрораптор имел длинные контурные перья с асимметричными бородками, не только на передних конечностях и хвосте, но и на задних ногах, что делает его четырёхкрылым. Большинство оперённых динозавров были мелкими животными длиной меньше 1 м, но оперение найдено также у некоторых крупных видов, например у Yutyrannus huali, крупного хищного динозавра длиной до 9 метров, который является близким родственником тираннозавра. Оперение было найдено и у детёныша Sciurumimus albersdoerferi, хищного динозавра, относящегося к семейству мегалозавров (возможно, представители этого семейства утрачивали перья во взрослом состоянии).

220px-Caudipteryx fossil

Каудиптерикс (есть свидетельства наличия перьев).

Но некоторые ученые предпологают,что пернатые динозавры являются птицами,а такие животные,как велоцираптор и дейноних не умеют летать вторично.

Галерея.