Вымершие животные вики
Advertisement

Техацефал (лат. Texacephale; букв. «голова из Техаса») — род растительноядных динозавров семейства пахицефалозаврид, обитавших в позднем меловом периоде (кампан, около 83,5—70,6 миллионов лет назад) на территории Северной Америки. Его окаменелости были обнаружены в 2008 году в меловом формировании Агуха (Aguja) на территории национального парка Биг-Бенд (Big Bend) в штате Техас и описаны в 2010 году группой учёных во главе с Лонгричем (Longrich N.R.). Типовым видом является Texacephale langstoni.

Описание[]

0u32e6c5b4-60f08f37-51eef1bb.jpg

В общей сложности учёным удалось обнаружить фрагменты двух черепов. Размером Texacephale langstoni был примерно с современную собаку и питался растительной пищей. Передвигался на двух конечностях и обладал мощным черепом. На голове имелся костяной вырост, который служил ящеру орудием борьбы с сородичами.

Находка Texacephale послужила очередным доказательством того, что динозавры северной части континента сильно отличались от своих южных собратьев. Учёные полагают, что на одной территории с Texacephale жили ископаемые крокодилы дейнозухи (лат. Deinosuchus), тираннозавры (лат. Tyrannosaurus) и дромеозавриды (лат. Dromaeosauridae).

Палеонтолог Николас Лонгрич (Nicholas Longrich) из Йельского Университета (Yale University), руководитель группы, обнаружившей и изучившей кости нового динозавра, говорит, что специалисты сравнили свои находки с десятками ранее найденных черепов пахицефалозавров и пришли к выводу, что новые образцы отличаются от всех известных до сих пор видов.

Тем не менее, описание нового вида по двум отдельным фрагментам черепов не может не вызывать определенные сомнения. К тому же, несколько лет назад палеонтолог Дж. Хорнер (John «Jack» Horner) из Университета Монтаны (Montana State University), высказал предположение, что три обнаруженных ранее разных вида пахицефалозавров — Pachycephalosaurus wyomingensishas, Stygimoloch spinifer и Dracorex hogwartsia являются, на самом деле, разными стадиями роста одного вида. У этой гипотезы тоже нашлись свои противники, но в общем она звучит довольно убедительно. Так что, вполне возможно, и Texacephale langstoni не был отдельным видом. Но подтвердить или опровергнуть выводы описавших его палеонтологов будет довольно сложно – практически все палеонтологические находки из формации Агаджа фрагментарны и отличаются плохой сохранностью, так что на обнаружение целых скелетов Texacephale langstoni рассчитывать не приходится.

Источники[]

Галерея []

Advertisement