Вымершие животные вики
Advertisement

Тилоцефал (лат. Tylocephale gilmorei) — род пахицефалозавридов из Монголии, живший в конце мелового периода, 80 - 75 млн. лет назад.

История открытия[]

Первые и пока что единственные найденные остатки тилоцефала, включающие лишь череп с зубами, были найдены в пустыне Гоби, в районе по имени Хулсан. Единственный вид тилоцефала - T. gilmorei, он же и является типовым, был описан польским палеонтологом Терьёзой Марьянской и Хальско Осмольско в 1974 году.[1] Больше о нём не было добыто никакой информации. Из-за скудности материала, пригодного для изучения, многие жизненные сферы тилоцефала либо абсолютно неизвестны, либо изучены очень плохо.

Описание[]

Из общей массы пахицефалозаврид тилоцефал выделяется прежде всего своим высоким куполом, благодаря которому этот динозавр известен как животное с самым высоким куполом среди родственников. Как раз благодаря такому черепу он и получил свое название - "вздутая голова" или "опухшая голова", причём оба варианта перевода верны. Самая высокая доля его черепа сдвинута назад, причём гораздо дальше, чем у других членов семейства, а вот с боков он довольно узок. Задняя часть черепа окружена небольшими "шишечками" и шипами, которые делают череп этого травоядного похожим на череп стегоцераса. Зубы динозавра довольно крупные и, судя по форме и строению, нужны для пережёвывания растений, но точно какого типа - неизвестно.[2] Про остальное тело почти ничего неизвестно, но всё же все реставрации показывают его с характерным для всех пахицефалозаврид бочкообразным туловищем, короткими передними 5-палыми лапами, длинными задними ногами и хвостом, уравновешивающим тело. Эти реконструкции являются достаточно точными и одобрены многими палеонтологами, т. к. форма тела пахицефалозаврид очень консервативна и они почти не отличимы друг от друга, разве что формой голов (каждый род обладал уникальными черепами), размерами и украшениями на их куполах. И это вполне заметно: все "укреплённые головы" были похожи друг на друга - от 1,4 метрового фораминацефала до крупнейшего в своём семействе и всем прекрасно известного пахицефалозавра.

Систематика[]

Тилоцефал принадлежит к инфаотряду Pachycephalosauria, представители которого жили на территории Азии и США. Несмотря на внешнее сходство, они были намного ближе к цератопсам, чем к орнитоподам. Родственниками тилоцефала являются преноцефал, гомалоцефал, сферотол, акротолус, техацефал, колепиоцефал и т.д., вместе все они образуют трибу под названием пахицефалозаврини.

Рацион[]

Череп Tylocephale gilmorei был обнаружен в позднемелововом периоде. Этот пахицефалозаврид занимал экологическую нишу мелкого быстрого травоядного, чья кормовая база представляла из себя главным образом низкорослые растения. Строение жевательного аппарата свидетельствует о том, что у тилоцефала, как и у других его родственников имелись щёки, ведь в ином случае пища бы просто выпадала изо рта. Также возможно, что он мог объедать мелкие деревья и кустарники, до которых был способен дотянуться. Существует достаточно необычное предположение о том, что пахицефалозаврини могли есть насекомых, что вполне может быть правдой. Однако почти вся диета существа состояла из труднопереваримых растений, поэтому у этих животных, как и у всех травоядных имелась большая пищеварительная система, и, соответственно, большое туловище, чтобы её туда вместить.

Образ жизни[]

Единственные останки тилоцефала были найдены в кампанском ярусе позднего мелового периода, отложения которого датируются примерно 83,6 - 72,1 млн. лет назад.[3] Также в этих же породах были найдены такие виды растительноядных динозавров как протоцератопс, а именно его вид из Джадохты, P. andrewsi, и тиреофор P. grangeri. Возможно, пахицефалозаврид конкурировал с этими травоядными за пищу, но это ещё не имеет серьёзных подтверждений и является лишь гипотезой. Тилоцефал был мелким травоядным существом, обитавшим в Джадохте (о питании см. выше). Его врагами были такие животные как V. mongoliensis и S. mongoliensis, оба являющимися манираторами. Возможно, не имевший особой защиты тилоцефал убегал от хищников, предпочитая спасаться бегством, но, будучи загнанным в угол, мог обороняться, нанося сильные удары головой.

Источники[]

Шаблон:Пахицефалозавры

Advertisement