Тираннотитан (лат. Tyrannotitan) — род крупных кархародонтозаврид, живший в раннем меловом периоде 112 миллионов лет назад (Аптский ярус), на территории нынешней Южной Америки.

История изучения

Останки тираннотитана были найдены на площади около 400 квадратных метров Пабло Пуэрта и Леандро Герреро. Это два неполных образца, на основе которых в 2005 году Фернандо Новас с коллегами. Ещё 4 образца нашли на индейской ферме Ла Хуанита в 28 км от Пасо Индеос, провинция Чубут. Они относятся к апткому ярусу мелового периода, около 105-100 млн лет. 

Тираннотитан3.png

Голотип MPEF-PV 1156 включает нижнюю челюсть, зубы, частичный таз, одну полную бедренную кость, несколько позвонков и рёбер, левую плюсну и лопатку. Дополнительный материал из образца MPEF-PV 1157 включает ещё несколько частей черепа, 9 шейный, 7, 10 и 15 спинной, 5 крестцовых и один хвостовой позвонок, фрагменты плюсны и правое бедро.

Описание

Найденные скелеты тираннотитана не полны, но из них можно предположить, что он достигал в длину до 12 метров, в высоту имел 4-5 метров и весил 5 тонн. Грегори Пол в 2010 году оценил длину тираннотитана в 13 метров и вес в 4,9-7 тонн.

Тираннотитан является самым древним кархародонтозавридом наряду с более известным акрокантозавром из аптского яруса Северной Америки. В отличие от более поздних предсавителей семейства, аргентинский предок не имел пневматизации в сакральном и хвостовом отделах. У тираннотитана скапулокоракоид развит лучше, чем у гиганотозавра, но в то же время рука очень маленькая.

Акромион изгибается под углом в 90 градусов, что схоже с тираннозавром. Является ли это результатом эволюции или полового диморфизма - неизвестно. Проксимальный хвостовой отдел позвоночника имеет осень высокие нервные шипы. Орбитальные фенестры представляют из себя прямоугольную выемку на яремной кости, что контрастирует с округлой форму у гиганотозавра, но близко по строению с кархародонтозавром.

Систематика

Тираннотитан относится к семейству кархародонтозавриды. Ниже дана кладограмма анализа Новаса 2013 года, показывающая его положение на древе карнозавров:

Allosaurus

Carcharodontosauridae

Neovenator

Eocarcharia

Concavenator

Acrocanthosaurus

Shaochilong

Carcharodontosaurinae

Carcharodontosaurus

Giganotosaurini

Tyrannotitan

Mapusaurus

Giganotosaurus

Галерея