Трематозавриды (лат. Trematosauridae) — семейство триасовых темноспондилов, обитавший на Территории Европы, Шпицбергена и Гондваны (Индия, Австралия, Мадагаскар). Основные находки — ранний триас, в особенности Шпицберген.

Описание

Череп треугольных очертаний, с резко удлиненной предглазничной частью, у некоторых значительно удлинена передняя часть черепа перед ноздрями; развитые желобки боковой линии. Позади орбит крыша черепа значительно расширена, задняя часть черепа довольно высокая. Орбиты расположены примерно посередине длины черепа, направлены вбок. Рыбоядные формы, многие, возможно, активно плавающие.

Длина черепа до 50—90 см, обычно около 25 см. Конечности слабые, передние гораздо меньше задних. Тело довольно высокое, не очень длинное (22 позвонка). Хвост очень мощный, уплощенный, мог состоять из 25—30 позвонков. У некоторых сохраняется одна жаберная дуга, но наружных жабр у взрослых особей, видимо, не было. Тело, вероятно, голое, без панцирных пластинок. В раннем триасе Шпицбергена многочисленные трематозавры обнаружены вместе с примитивными ихтиозаврами. Это считается доказательством морского образа жизни трематозавров (по крайней мере, взрослых). Впрочем, существует мнение, что в море попадали только их трупы.

Классификация

Выделяют 2—3 подсемейства:

  • Trematosaurinae с умеренно удлиненной мордой. Примерно 3—6 родов, наиболее известен род Trematosaurus из раннего триаса (пестрый песчаник) Германии и России. Длина черепа до 25—30 см. Иногда из этого подсемейства выделяют в особое подсемейство род Tertrema из раннего триаса Шпицбергена и Мадагаскара, отличающийся довольно коротким черепом. Сюда же может относиться последний из трематозавров — Hyperokynodon kauperinus из позднего триаса (карней) Германии. Этот трематозавр имел череп до 90 см длиной, общая длина могла превышать 2,5 метра.
  • Lonchorhynchinae с чрезвычайно длинной мордой. Примерно 5—6 родов, наиболее длинномордые представители — Aphaneramma из раннего триаса Шпицбергена, Северной Америки и Австралии и Cosgriffius из раннего триаса Аризоны. По образу жизни могли напоминать гавиалов, длина достигала 2 метров.

С этим подсемейством сближают недавно описанного из раннего кейпера (средний триас, ладиний) Германии мелкого трематозавра Trematolestes hagdorni. Он описан по полному скелету около 1 метра длиной. Возможно, это молодая особь, с относительно короткой мордой. Хорошо изучен также мадагаскарский длинномордый трематозавр Wantzosaurus, от него известна передняя половина скелета молодой особи. У лонхоринхиновых трематозавров удлинение предглазничной области происходило с возрастом, молодые особи отличались относительно короткой узкой мордой.

Тазовая кость из средней юры Китая (Джунгар), описанная в 2004 году, может принадлежать трематозавру.