ФЭНДОМ

Тулерпетон (лат. Tulerpeton) - род ранних тетраподов из России.

История изучения Править

Останки обнаружили в 1982 году в девонских отложениях реки Тресны. Родовое название в переводе с латыни обозначает "Тульский гад или змея"

В 1988 году Кэролл отнёс тулерпетона к протерогиниридам из отряда антракозавров, однако в 1995 году Лебедев и Коатес выделили тулерпетона в собственное семейство тулерпетиды, которое с 2015 года рассматривается в составе стегоцефалов.

Описание Править

Тулерпетон известен по останкам плечевого пояса, конечностей, фрагментам черепа и прочим мелким частям. Он полностью утратил жабры, а ноги лучше подходят для передвижения по суше, чем у акантостеги, хотя их строение у тулерпетона подходит не для ползания, а скорее для проталкивания тела по мягкому грунту. Интересно, что на каждой конечности у тулерпетона шесть пальцев.

Кости шеи и груди были разъединены, что позволяло тулерпетону поднимать голову. В своей книге "Жизнь позвоночных" Поуф, Джанис и Хейзер предположили, что это служило для поднятия головы из воды, чтобы дышать или хватать добычу.

Тулерпетон важен для дактилии - науки, изучающей пальцы. Раньше считалось, что у предков тетрапод было по пять пальцев на каждой конечности, однако открытие полидактии у тулерпетона, акатностеги и ихтиостеги показывает, что пятипалые существа появились у более поздних форм.

Систематика Править

Филогенетический анализ 1995-1996 года показал, что тулерпетон самый базальный и ранний представитель тетраподморфов, более связанный с амноитами, чем с современными амфибиями. Однако поздние исследования отделяют тулерпетона от амноитов и сближают с лептоспондильными.

Майкл Бентон в 2005 году отметил, что из-за наличия у тулерпетона шести пальцев, установление его точного положения в филогенетическом древе тетраподов важно для всей группы. Если тулерпетон ближе к амноитам, чем к амфибиям, то сокращение количества пальцев до пяти происходило дважды: на ветке земноводных, и на ветке рептилиоморф, а если он вне предков амноит, то такое сокращение произошло у более поздних тетраподов.

Палеоэкология и образ жизни Править

Тулерпетон обитал на мелководье, хотя иногда мог заплывать на очень большое расстояние от суши. Среди его рациона встречались наземные и морские беспозвоночные, трилобиты, рыбы. И хотя тулерпетон дышал только лёгкими во взрослой форме, его головастики, напоминавшие птерасписа, имели жабры.

Источник Править