Erliphosaurus (Head).png

Тупандактиль (лат. Tupandactylus, что означает «Палец Тупана»; назван в честь бога грома у народа тупи) — род раннемеловых тапеярид, остатки которых были обнаружены в формации Крато в Бразилии (112 млн лет назад; по данным сайта Fossilworks — 122,46—112,6 млн лет назад). Содержит два вида — T. imperator (типовой) и T. navigans, оба имеют гребни разной формы и размера.

Отличительной чертой данных птеродактилоидов являлся их крупный гребень, располагавшийся на голове, состоящем из кости и мягкой ткани. Он мог использоваться для сигнализации и привлечения внимания других особей (также, как и ярко-окрашенный клюв у туканов (Ramphastos). Гребень состоял из костных полукружий, находившихся над клювом. У T. imperator присутствовал простирающийся назад за голову зубец, а у T. navigans данного зубца не было, кроме того, гребень был гораздо более вертикальным, но меньшим по размеру. Вероятно, полный гребень T. navigans был довольно ярким и походил на парусоподобный «купол». Наличие отпечатков мягких тканей говорит о том, что гребни этих животных вырастали в более крупную структуру, состоявшую из кератина.

Источники