ФЭНДОМ

Redstar

Тяньюйраптор (лат. Tianyuraptor) — род базальных дромеозаврид, живший во время раннего мелового периода (около 122 млн лет назад) на территории современного Китая.

Единственный известный и, соответственно, типовой вид — Tianyuraptor ostromi Zheng X., Xu X., You, Zhao Q. & Dong, 2009.

Этимология

Родовое название Tianyuraptor происходит от Tianyu, где в настоящее время хранится образец голотипа, и латинского термина «raptor» (хищник, разбойник), часто используемый в родовых названиях дромеозаврид. Видовое название ostromi дано в честь американского палеонтолога Джона Острома, который внёс большой вклад в изучение окаменелостей дромеозаврид.

Описание

Tianyuraptor

Образец голотипа

Тяньюйраптор — дромеозаврид средних размеров, имеющий несколько характерных черт, отличающих его от других представителей данного семейства: длина среднего хвостового позвонка, более, чем в два раза превышающая длину спинного позвонка; маленькая и чрезвычайно тонкая вилочковая кость; необычайно длинные задние конечности, которые примерно в три раза длиннее всей серии спинных позвонков. Как и у других дромеозаврид, обнаруженных в провинции Ляонин (Китай), хвост относительно длинный — 960 мм (38 дюймов), почти в 4,8 раза длиннее бедренной кости.

Типовой образец STM1–3 состоит из почти полного сочленённого скелета, отсутствует только дальний конец хвоста. В общей сложности сохранилось 25 полностью сочленённых хвостовых позвонков, а в конце, согласно оценкам, не более трёх отсутствует. Окаменелости были обнаружены в слое Dawangzhangzi геологической формации Исянь (Jehol Group), расположенной в городском уезде Линъюань, находящегося на западе провинции Ляонин, Китай. Формация Исянь представляет собой раннемеловую породу, возраст которой составляет приблизительно 129.7 — 122.1 млн лет (барремский и аптский ярусы). Слой Dawangzhangzi датируется примерно 122 млн лет. Считается, что голотип STM1–3 представляет окаменелости подростковой особи животного. В отличие от многих других экземпляров теропод из Jehol Group, экземпляр Tianyuraptor не сохранил мягких тканей.

Конечности

800px-Tianyuraptor restoration

Реконструкция Tianyuraptor ostromi

Передние конечности сравнительно короткие, составляющие всего 53% длины задних конечностей, что сильно отличает Tianyuraptor от других известных дромеозаврид, большинство из которых имеют относительно длинные передние конечности, составляющие более 70% длины задних конечностей.

Хотя Tianyuraptor больше по размерам, чем все другие известные микрорапторины, он также имеет относительно удлинённые нижние конечности, как и другие представители данной группы. В этом отношении Tianyuraptor отличается от большинства других дромеозаврид, у которых относительно короткие ноги. Например, он имеет отношение голено-предплюсны к бедренной кости больше 1.30, в то время как Velociraptor mongoliensis, дромеозаврид схожих размеров, демонстрирует соотношение меньше 1.10. Помимо удлиненных задних конечностей, Tianyuraptor отличается от других представителей Microraptorinae в отношении относительной длины элементов передних конечностей. Его передние конечности пропорционально намного короче, чем у более крупных дромеозавров. Например, образец Velociraptor схожего размера показывает отношение длины передних конечностей к задним конечностям приблизительно 0.75, в то время как у Tianyuraptor оно составляет 0.53.

Палеобиология

Большое различие длины передних конечностей по сравнению с другими дромеозавридами указывает на то, что их функция отличалась от функции других членов этого семейства. Предполагается, что микрорапторины, к которым относится и сам Tianyuraptor, были аэродинамическими и могли планировать. Однако укороченные передние конечности, небольшая вилочковая кость и поперечно широкий коракоид у Tianyuraptor позволяют предположить, что он не был приспособлен для аэродинамического планирования или полёта.

Классификация

Филогенетический анализ, выполненный Чжэном и его коллегами показал, что Tianyuraptor является базальным членом группы, содержащей лавразийских дромеозаврид. Tianyuraptor, по-видимому, обладает рядом особенностей, которые неизвестны у других лавразийских дромеозаврид, но наблюдаются у базальных авиалов и гондванских дромеозавридов, включая Austroraptor, Buitreraptor, Neuquenraptor, Rahonavis и Unenlagia. Чжэн и его соавторы также отметили, что Tianyuraptor разделяет некоторые особенности с монофилетическим подсемейством Microraptorinae, хотя они также утверждали, что эта смесь признаков предполагает базальное размещение Tianyuraptor в Microraptorinae, о чём свидетельствует их филогенетический анализ, который показал критерий оптимальности в шести из 30 результатов, полученных анализом.

Галерея

Источники

  1. 1,0 1,1 Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. Tianyuraptor - Fossilworks