Убираяра (лат. Ubirajara, «властелин копья») — теропод из семейства компсогнатид, который жил в раннем меловом периоде на территории современной Бразилии. Он известен по одному виду, U. jubatus, который был извлечен из формации Крато и контрабандным путем вывезен из страны. Он сохраняет «гриву» из перьев, которая проходила вдоль его спины и хвоста, и уникальные 15-сантиметровые покровные структуры, выступающие с его боков, которые авторы сравнивают с таковыми у стандартной райской птицы. Род был создан Робертом С. Х. Смитом, Дэвидом М. Мартиллом, Эберхардом Фреем, Гектором Э. Ривера-Сильва и Норбертом Ленцем в 2020 году. Типовой образец был около 50 сантиметров (1,6 фута) в длину.

Описание

Экземпляр отнесен к Compsognathidae на основании сочетания следующих синапоморфий: длинные и тонкие шейные ребра; спинные позвонки без плевроцелей; 1 фаланга пальца руки 1 проксимально шире середины диафиза лучевой кости; крючковидные связки на спинных отростках; дорсально продольно расширенные, вид сбоку веерообразные спинные нервные отростки.

Образец состоит из плиты и контрплиты с обеих сторон, сохраняющих кости и внешние формы. Самый задний спинной и два передних крестцовых позвонка отделены от грудного ряда, но в остальном позвоночный столб сочленяется от оси до двенадцатого спинного позвонка, хотя и со смещением некоторых центральных позвонков. Смещенный тринадцатый спинной позвонок находится в сочленении с первыми двумя крестцовыми позвонками. Хотя в крестце видны слитые центры, задние крестцовые позвонки отсутствуют. Спинные и шейные позвонки образуют сильно изогнутую опистотоническую позу (Reisdorf and Wuttke, 2012). Сохранено единственное оторванное шейное ребро. Имеется частично обнаженная грудная клетка и несколько сочлененных гастралий. Масса аморфного материала с грубой текстурой присутствует в бывшей полости тела без каких-либо следов содержимого кишечника. Эта масса может представлять собой псевдоморфозу жировиков, как это было предложено для Compsognathus longipes из известняков Зольнхофен в Баварии (Reisdorf and Wuttke, 2012). Грудной пояс состоит из полной и сочлененной левой лопатки и клювовидного отростка, а также плечевой кости и лучевой кости / локтевой кости. Элементы правого плеча также шарнирно соединены, но разделены между плитой и контрплитой. Левая плечевая кость отделена от суставной ямки, но остается почти сочлененной с лучевой/локтевой костью, хотя последние элементы теперь лежат на контр плите. Манус почти завершен и включает в себя все три пястных костей и большую часть фаланг, предполагая последовательную морфологию рук компсогнатид (Gishlick and Gauthier, 2007; Dal Sasso and Maganuco, 2011), вместе с двумя ногтями, на каждом из которых имеются остатки когтей.

Детали анатомии

U. jubatus Reconstruction.png

Ubirajara jubatus отличается от других компсогнатид следующей диагностической комбинацией признаков: плечевая кость (h) примерно на 25% длиннее лопатки (лопаток), при этом соотношение s / h составляет 0,81. Это необычно, потому что у других компсогнатид лопатка и плечевая кость либо примерно равны по длине, как у Compsognathus (Wagner, 1859), где s / h = 1, либо имеют лопатку, которая значительно длиннее плечевой кости, как у Sinocalliopteryx, у которого s / h = 1,3, а также Sinosauropteryx и Juravenator, у которых соотношение s / h равно 1,5 (Chiappe and Göhlich, 2010). Единственным другим исключением является сципионикс, молодой целурозавр, у которого плечевая кость немного длиннее, чем лопатка (s / h = 0,9); (Даль Сассо и Магануко, 2011). Дорсальные края верхушек крестцового отдела позвоночника на 15–27% длиннее их основания. Этот признак позволяет отличить бразильских compsognathid Mirischia от формации Romualdo группы Santana, которая обладает дорсальными краями крестцовых нервных шипов на 63-67% длиннее, чем их основания (Naish et al., 2004). Ограниченное дорсальное расширение крестцовых отростков может быть аутапоморфным, но это состояние нельзя распознать у большинства компсогнатид, поэтому к нему следует относиться с осторожностью.

Что касается покровных структур, присутствующих у копмсогнатид, таких, как синозавроптерикс (Currie and Chen 2001), синокаллиоптерикс (Ji et al., 2007), юравенатор (Chiappe, Göhlich, 2010) и урабиджара. Этот род - единственный пример, для которого установлено наличие удлиненных моноволокн, связанных с задними спинными филаментами. область и уникальна своей ассоциацией с лентообразными гипертрофированными широкими монофиламентными покровными структурами, скорее всего, исходящими из лопаточной области.

Источники