ФЭНДОМ

Утегения (лат. Utegenia shpinari) - сеймуриаморфная амфибия раннего пермского периода, жившая на территории Казахстана.

История открытия

Picture of the day utegenia 2 703

Захоронение утегений случайно обнаружили геологи, работавшие в Казахстане. Весной 1975 года была организована крупная палеонтологическая экспедиция для раскопок этого и нескольких других захоронений.

Порода оказалась очень твердой: сланцы были пропитаны халцедоном. Большой фрагмент плиты забрали в Москву, предварительно разбив на 24 куска. Потом обломки смонтировали и выставили в Палеонтологическом музее. Они сложены в большой квадрат полтора на полтора метра. Он состоит из двух частей и физически похож на раскрытую книгу. На плите 36 отпечатков утегений на одной стороне и такие же 36 отпечатков (противоотпечатков) — на другой.

Picture of the day utegenia 4 703

Скелеты родственных амфибий: ариеканерпетона (сверху) и утегении (снизу). Иллюстрация из архива М. Ф. Ивахненко).

В захоронении были представлены практически только амфибии. Не было следов рыб, моллюсков и насекомых. Изредка встречались окаменелые куски древесины и большие сростки болотного минерала лимонита размером с бильярдный шар. За несколько дней экспедиция собрала 350 отпечатков — от небольших личинок до взрослых особей в 20–30 сантиметров длиной. Их изучением занялся крупный специалист по позвоночным пермского периода М. Ф. Ивахненко. Спустя шесть лет после раскопок он описал находку как новый род Utegenia. Ивахненко считал утегений и близких к ним дискозаврисков очень примитивными родственниками парарептилий, своеобразной побочной и малозначимой веткой в их развитии, полностью вымершей и не оставившей потомков.

Палеоэкология

Ивахненко в том числе удалось сделать некоторые выводы по палеоэкологии утегений. Их захоронение состояло из нескольких слоев. В одних слоях залегали отпечатки личинок, в других — остатки взрослых особей. Они явно жили (и погибали) в разных условиях. У утегений, вероятно, были «детские сады», как у некоторых других амфибий и рептилий. Ивахненко предположил, что взрослые утегении погибали, когда зимовали в глубоких ямах. Водоем иногда покрывало слишком толстым слоем льда, кислорода в воде не хватало, наступал замор. Другим вариантом гибели взрослых утегений он считал извержение вулкана и последующее отравление водоема. Личинки же жили в озерах, которые оставались после весеннего половодья. Когда лужи пересыхали, часть личинок не успевала уплыть в глубокие места и погибала.

Источники