Вымершие животные вики
Advertisement

Фенакод (лат. Phenacodus) - род млекопитающих позднего палеоцена - среднего эоцена, около 55 миллионов лет назад. Это одно из самых ранних и примитивных копытных, типичное для семейства Phenacodontidae и отряда непарнокопытных.

Описание

Фенакод.jpg

Типовой вид, Phenacodus primaevus, был относительно небольшим копытным около 1,5 метра в длину и весил до 56 кг, небольшого телосложения, с прямыми конечностями, каждая из которых заканчивалась пятью полными пальцами, и ходил в манере современной лошади. Средний палец был самым большим, и вес тела в основном опирался на этот и два соседних пальца, которые, по-видимому, были заключены в копыта, предвещая тип тридактиля, распространенный у непарнокопытных и некоторых вымерших групп копытных. Череп был маленьким, с пропорционально маленьким мозгом; а изогнутая спина, крепкие поясничные позвонки, длинный и мощный хвост и сравнительно слабые передние конечности - все это свидетельствует о родстве с примитивными хищниками креодонтами. Все кости конечностей расположены отдельно, а кости запястья и предплюсны не чередуются - каждая из них в верхнем ряду расположена непосредственно над соответствующей в нижнем ряду. Был развит полный ряд из сорока четырех зубов; и верхние коренные зубы были короткими коронками, или брахиодонтами, с шестью низкими выступами, двумя внутренними, двумя промежуточными и двумя внешними, так что они имели типичную структуру примитивного бунодонта.

Фенакод1.jpg

По повадкам животное было травоядным, а возможно, и плотоядным. В раннем палеоцене Северной Америки место вышеуказанного вида занял Tetraclaenodon puercensis, животное размером всего в половину P. primaevus, с конечными суставами конечностей, промежуточными между копытами и когтями, а первый и пятый пальцы полностью принимали участие в поддержании веса тела. Эти два рода можно рассматривать как формирующие самые ранние стадии эволюции лошади, идущие до Hyracotherium. Как предков парнокопытных, мы можем рассматривать формы, более или менее тесно связанные с североамериканским нижнеэоценовым родом Mioclaenus, типичным для семейства Mioclaenidae. Виды Mioclaenus были пятипалыми, с явным приближением к непарнокопытным в строении стоп. Второй тип, Condylarthra, к из североамериканского нижнего эоцена представлен семейством Meniscotheriidae, включающим род Meniscotherium.

Кладистический анализ 2014 года помещает как фенакод, так и менискотерий в состав непарнокопытных.

Зубы и челюсти, вероятно, относящиеся к кондилартрам, были получены в европейских ранних третичных образованиях. Все копытные, вероятно, произошли от кондилартр.

Источник

Advertisement