Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Филлодон (лат. Phylloddon, что означает «листовидный зуб») — род небольших птицетазовых динозавров из верхнеюрской формации Камадас-де-Гимарота кимериджского возраста в Лейрии, Португалия, а также, возможно, из известняка Чиппинг-Нортон в Англии. Возможно, он был тесно связан с современными динозаврами Северной Америки.

Этот род известен по зубам и, возможно, частичной нижней челюсти. Название Phyllodon также используется для рода современных мхов, но это не считается проблемой, потому что эти два организма относятся к двум разным биологическим.

История изучения

Phyllodon.jpg

Род описан по на MGSP G5, частичному зубу нижней челюсти, извлеченному из бурого угля в шахте недалеко от города Лейрия. Ричард Талборн, описавший этот род, добавил верхний клювовый зуб (MGSP G2). Он рассматривал новый род как гипсилофодонтидов и представил предположительное восстановление расположения зубов. Питер Гальтон, просматривая позднеюрские гипсилофодонтиды в Северной Америке несколько лет спустя, обнаружил, что зубы филлодона лучше всего соответствовали зубам нанозавра, и согласился с идентичностью гипсилофодонтидов, потому что зуб нижней челюсти асимметричен как спереди, так и сзади.

Из-за скудности материала Phyllodon часто считался сомнительным базальным орнитоподом с неопределенным родством. Однако больше материалов, которые могли принадлежать к этому роду, были извлечены из исходного местонахождения и описаны. В этот материал включено еще более 120 зубов из всех частей челюсти и четыре частичных нижних челюсти с утраченными зубами. Оливер Раухут, описавший новый материал, предварительно определил нижнюю челюсть как филлодон, так как в этом месте не было других подобных динозавров. Зубы были очень маленькими (до 3 миллиметров в диаметре или 0,1 дюйма) и, возможно, ювенильными. Он также обнаружил дополнительные диагностические характеристики филлодона в новом материале, в том числе очень высокие зубы верхней челюсти, что указывает на то, что это может быть действительный род в конце концов. Сравнив его с другими гипсилофодонтами, он обнаружил, что он лучше всего соответствует примерно современному Дринкеру из североамериканской формации Моррисон, с различными деталями, указывающими на их близкое родство. Точно так же Гальтон обнаружил, что его зубы похожи на зубы Дринкера и Нанозавра в своем обзоре 2006 года.

Палеобиология

Как гипсилофодонтид или другой базальный орнитопод, филлодон был, скорее всего, двуногим травоядным животным. Его размер не был оценен, но, поскольку большинство взрослых гипсилофодонтид были 1-2 метра (3,3-6,6 футов) в длину, этот род, вероятно, имел бы такой же размер. Его сходство с североамериканским пьяницей и нанозавром — еще одно свидетельство связи позднеюрской португальской фауны динозавров с современными динозаврами формации Моррисон.

Источники

Advertisement