Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Фораминацефал (лат. Foraminacephale, что означает «голова с отверстиями») — это род динозавров-пахицефалозаврид из отложений позднего мела (кампанский этап) в Канаде.

История изучения

Голотип рода — CMN 1423, почти полный лобно-теменный купол, собранный в Провинциальном парке динозавров, Альберта. Слои горных пород, в которых был найден образец, принадлежат формированию Парка динозавров группы Белли-Ривер. Различные другие фрагменты черепа также известны из формации «Парк динозавров», представляющие молодых, малолетних и взрослых особей.

Хотя сообщалось, что многие образцы известны из современной формации Олдмана, только один (каталогизированный как TMP 2015.044.0041) может быть определенно отнесен к роду. Другой образец из формации каньона Подкова, ранее относившийся к Foraminacephale, CMN 11316, был повторно идентифицирован как небольшой ювенильный неопределенный пахицефалозаврин.

CMN 1423 был впервые отнесен к новому виду Stegoceras Лоуренсом Ламбе в 1918 г. brevis представлял собой действительно отличное животное или просто морф, возможно самку, S. validum. Позже Роберт М. Салливан назначил его преноцефалу. В 2011 году Райан Шотт предложил новое родовое название, Foraminacephale, в своей магистрской диссертации, в результате чего появилась новая комбинация Foraminacephale brevis. Это оставалось недействительным nomen ex dissise до тех пор, пока Шотт и Дэвид Эванс формально не переименовали «S.» brevis до Foraminacephale brevis в 2016 году. Общее название сочетает в себе латинское foramina и cephale, латинизированный греческий корень «голова», что отсылает на множество выемок, покрывавших вершину его купола.

Описание

Prenocephale brevis.jpg

Фораминацефал, как пахицефалозаврид, был небольшим двуногим травоядным животным с утолщенным куполом на черепе. В 2016 году Грегори С. Пол оценил его длину в 1,5 метра (4,9 фута) и вес в 10 килограммов (22 фунта). В Foraminacephale верхняя поверхность купола акцентирована множеством небольших ямок, одноименных отверстий; сам купол состоит из большого центрального выступа с наклонной передней половиной и двух меньших боковых выступов спереди. Плоскоклеточная кость образует под куполом высокий стержень из совершенно гладкой кости, за исключением шести костных узлов, выстилающих нижний край купола, и дополнительного «углового» узла чуть ниже. Эти особенности отличают Foraminacephale от всех других пахицефалозаврид.

В отличие от стегоцераса, хансуэссии и колепиоцефала, теменная кость фораминацефала (которая составляет заднюю часть купола) выступает назад и вниз над основанием черепа. Два признака также отличают представителей рода от Sphaerotholus и Prenocephale: между центральной долей и боковыми долями видны выступающие борозды, а отверстие височной кости щелевидное.

Онтогенез

Как и в случае со стегоцерасом, широкий возрастной диапазон, присутствующий у экземпляров Foraminacephale, позволяет анализировать онтогенез или рост купола. Измерения 27 различных точек на 21 черепе фораминацефала показали, что купол с возрастом стал пропорционально выше, но не стал значительно шире. Гистология образцов показала, что с возрастом купола становились менее пористыми — череп самого маленького экземпляра составлял 1,67 % пустого пространства, в то время как череп самого большого образца составлял 0,25 % пустого пространства. Как правило, передняя часть купола была более пористой, чем теменная часть.

Ряд роста купола позволяет еще больше отличить Foraminacephale от Stegoceras. У молодых Stegoceras купол плоский; однако даже у самых мелких экземпляров Foraminacephale теменная кость уже слегка выпуклая. Надвисочные отверстия на вершине черепа Foraminacephale имеют щелевидную форму, в отличие от Stegoceras, где они круглые, и они закрываются очень рано в онтогенезе, а не остаются открытыми более или менее на протяжении всей жизни животного. Количество пустого пространства в крыше черепа также было меньше по сравнению со стегоцерасами и больше похоже на акротол. Более того, у фораминацефала чешуйчатые и заглазничные кости стали частью купола намного быстрее, купол утолщался медленнее, а стороны купола были менее наклонными, чем у стегоцераса.

Классификация

Филогенетический анализ в 2016 году показал, что Foraminacephale был членом Pachycephalosaurinae, в более производном положении, чем Stegoceras, но в более базальном положении, чем Prenocephale. Консенсус восстановленных филогенетических деревьев показан ниже.

Pachycephalosauria

Wannanosaurus yanshiensis

Pachycephalosauridae

Hanssuesia sternbergi

Colepiocephale lambei

Stegoceras validum

Stegoceras novomexicanum

Pachycephalosaurinae

Goyocephale lattimorei

Homalocephale calathocercos

Tylocephale gilmorei

Foraminacephale brevis

Amtocephale gobienses

Prenocephale prenes

Acrotholus audeti

Pachycephalosaurus wyomingensis

Alaskacephale gonglofi

Dracorex hogwartsia

Stygimoloch spinifer

Sphaerotholus goodwini

Sphaerotholus buchholtzae

Расположение таксонов на этом филогенетическом древе не очень стабильно, вероятно, из-за неполноты большинства образцов пахицефалозавров.

Палеобиология

Группа реки Белли особенно богата останками пахицефалозавров; 70 % всех известных окаменелостей пахицефалозавров происходят из этого региона. Из-за недостаточного понимания онтогенеза пахицефалозавров различные авторы относили этот материал к любому из четырех видов, от одного вида, Stegoceras validum, к четырем разным родам. Это имеет серьезные последствия для позднемелового биоразнообразия травоядных динозавров. В описании Foraminacephale в 2016 году было выделено четыре различных вида пахицефалозавров из группы реки Белли: стегоцерас, фораминацефал, ханссуэсия и колепиоцефал, хотя экземпляры, которые были отнесены к Hanssuesia, вероятно, представляют более одного из существующих видов.

Источники

Шаблон:Пахицефалозавры

Advertisement