ФЭНДОМ

Фороракосы (лат. Phorusrhacos) —  род гигантских хищных птиц.

Описание

Рост некоторых особей мог достигал трех метров, а вес — 300 кг. Они обладали массивным клювом, способным наносить молниеносные удары. Исходя из этого, считают ученые, они должны были занимать место главных хищников среди обитателей миоцена и плиоцена, но после прихода хищных млекопитающих из Северной Америки, фороракосы, вероятно, не выдержали долгой конкуренции.

Череп

Сотрудники университета Огайо (США) решили восстановить пищевое поведение и анатомию черепа одного из 18 известных видов фороракосовых — Andalgalornis steulleti, прибегнув к помощи компьютерного моделирования и томографии.

"Компьютерное моделирование вымерших животных — потрясающая вещь, ибо ее результаты предугадать невозможно", — отмечает автор исследования Лоуренс Уитмер.

Ученые создали трехмерную модель черепа птицы и выяснили, что кости ее головы были крепкими и жесткими как в вертикальном, так и в продольном направлениях. В поперечнике же череп был довольно хрупким. Это означает, что фороракос не смог бы сцепиться с борющейся добычей. Единственный вариант — забить жертву до смерти вертикальными ударами клюва, будто топором.

Стиль охоты, скорее, напоминал стратегию ведения боя в современном боксе и заключался в повторяющихся атаках и отступлениях. На жертву сыпались точно выверенные удары клювом. После чего поверженная добыча разрывалась на небольшие кусочки. Об этом свидетельствует хорошее развитие мышц шеи, отводящих голову назад.

"Наша команда только начала изучение этих грозных птиц", — сказал Уитмер. Мы также планируем исследовать более детально структуру черепа, чтобы получить больше информации о мозге и сенсорных системах. Обнаруженные нами косвенные признаки строения мозга A. steulleti указывают на то, что эти птицы относились к хищникам. Хотя ранее высказывались мнения о их возможной принадлежности к падальщикам, подобно стервятникам. Но исследования показали, что древняя грозная птица отличались сообразительностью и проворностью. Ученые сравнили полученные параметры с анатомическими особенностями современных хищных птиц — орлана-белохвоста и кариамы (seriema). Последние относятся к семейству журавлеобразных, живут в Южной Америке и считаются ближайшими родственниками фороракосов. Они и летают, и бегают (но массивный череп могут себе позволить только нелетающие птицы), однако по размерам головы сильно уступают вымершим "братьям". Анализ силы прикуса челюстей показал, что у A. steulleti она слабее, чем ожидали ученые, и это сходится с теорией о птице - боксере.

Образ жизни

Фороракосы были верховными хищниками Южной Америки до появления хищных млекопитающих, вроде смилодона. И тем не менее, даже после обмена фауной, фороракосовые долго держались и вымерли лишь 13 - 11 тысяч лет назад (титанис, прокариама и псилоптерус).

Добычей птиц могли становится, к примеру, макраухении, гигантские ленивцы, гигантские броненосцы — глиптодоны, дедикурусы и токсодоны. В целом, вся Южная Америка была во власти птиц-терминаторов.

Но при этом, фороракосы и не брезгали есть падаль, как и большая часть современных хищников.

Галерея