Вымершие животные вики
Advertisement

Фруйтаденс (лат. Fruitadens) — род гетеродонтозавридных динозавров. Название означает «зуб из Фруты», ссылаясь на Фрута (Fruita), Колорадо (США), где его останки были впервые найдены. Динозавр известен из частичных черепов и скелетов, принадлежащих, по крайней мере, четырем особям разного биологического возраста, известных из породы поздней юры свиты Моррисон в Колорадо.

Описание

0u1d321ee0-12ba1011-4ddf4d99.jpg

Fruitadens являлся самым маленьким известным птицетазовым динозавром, размер юных особей оценивается в 65-75 см в длину и от 0,5 до 0,75 кг в весе. Динозавр интерпретируется как всеядный и представляет собой одного из последних выживших гетеродонтозаврид.

Fruitadens известен из окаменелостей, извлеченных в 1970-80х годах командами во главе с Джорджем Каллисоном (George Callison) для Музея естественной истории округа Лос-Анджелес (LACM). Образцы были найдены в песчаниках Brushy Basin. Возраст пород был грубо датирован возрастом от 150,3 ± 0,3 млн лет до 150,2 ± 0,5 млн лет, что указывает на ранний титонский возраст.

Окаменелости в настоящее время названные Fruitadens впервые были отнесены к фаброзавриду, похожему на Echinodon, родом из раннего мела Англии. Fabrosauridae в то время считались общей группой примитивных орнитопод, а сам Echinodon еще не был классифицирован как гетеродонтозаврид. Fruitadens, хотя формально не описанный в течение ряда лет, был кратко упомянут в ряде работ, как правило, как родственник Echinodon или новый вид рода.

Формальное описание появилось в январе 2010 года, его сделали Ричард Батлер и его коллеги (хотя статья была опубликована в Интернете в конце 2009 года). Типовой вид — F. haagarorum, такое название было дано в знак признания поддержки, которую оказали Paul Haaga Jr., Heather Haaga, Blythe Haaga, Paul Haaga III, и Catalina Haaga Музею естественной истории округа Лос-Анджелес.

Fruitadens был похож на других гетеродонтозавров своей анатомией, с относительно короткими передними лапами и длинными дистальными отделами ног (стопы и голени). Нижние челюсти имели увеличенный клыкообразный зуб, с соответствующим зазором в верхней челюсти. В отличие от Echinodon, у него не было увеличенного зуба в верхней челюсти. Уникальный, небольшой колышкообразный зуб присутствовал перед клыкообразным зубом.

Сменные зубы присутствовали в челюстях, в отличие от большинства других гетеродонтозаврид. Кости задних конечностей были полыми, как у маленьких тероподовых динозавров. Fruitadens, кажется, был более тесно связаны с гетеродонтозавром (Heterodontosaurus) чем Echinodon, который был ближе к нашему времени.

Источники

Галерея