ФЭНДОМ

Хаптод (лат. Haptodus) - род пеликозавров карбона-перми из Европы и Северной Америки

Описание

Самый ранний образец хаптода, Haptodus baylei, датируемый каменноугольным периодом, находится в Париже, Национальном музее естественной истории. Останки были найдены недалеко от Отена, Франция.

Второй вид известен по челюсти, найденной в Уоркшире, Англия. Он датируется уже ранней пермью.

Третий вид, H. grandis, является самым известным. Голотип RM 14156 состоит из сочленённого скелета молодой особи. Известно ещё несколько хорошо сохранившихся образцов этого вида разной степени полноценности. Датируются ранней пермью.

Классификация

Пересмотр пеликозавров 1940 года, проведённый Ромером и Прайсом, синонимизировал многие рода, в том числе каллибрахион, датеозавр, палеогаттерия и пантелозавр, с хаптодом. После описания хаптода гарнеттенсис в 1977 году ещё часть европейских родов были переописаны как синонимы хаптода, среди них - пеликозавр кутлерия.

Однако исследования 1993 и 1994 Лорина показали, что хаптодусы - полифилейная группа сфенакодонтов. Роды кутлерия, пантелозавр и палеогаттерия заново стали самостоятельными, род каллибрахион на данный момент считается сомнительным, а датеозавр вообще почти не исследовался. Типичный вид тоже довольно сомнителен, так что Лорин предложил выделить второй вид в самостоятельный род.

В 2019 году H. grandis был выделен в собственный род - гипселохаптод. В 2020 году было выделено ещё два новых таксона.

Палеоэкология

Хаптоды жили возле пермских болот, питаясь личинками и рыбами. Гнёзда мастерили на деревьях, где и откладывали яйца. Обилие гигантских насекомых позволяло хаптодам охотится не очень часто.

Хаптоды своим поведением напоминали ящериц.

Галерея