Вымершие животные вики
Advertisement

Харонозавр (лат. Charonosaurus) — род позднемеловых ламбеозаурид, описанный из формации Юй-лянцзэ (провинция Хэйлунцзян, Китай).

История изучения

Реконструированный череп харонозавра

С 1975 года в уезде Цзяинь на китайском берегу реки Амур предпринимались раскопки, в результате которых было обнаружено несколько скоплений костей динозавров, простирающихся на десятки квадратных метров. В скоплениях преобладают ламбеозаврины (около 90% от общего количества костей), а также имеются отдельные кости тероподов, анкилозавров, крокодилов и черепах. Хотя, в скоплении представлены останки одной взрослой и двух молодых особей, нет оснований считать, что более чем один вид ламбеозаврин сосуществовал в этом регионе. Обилие зубов тероподов указывает на то, что либо ламбеозаврины были убиты хищниками у реки, либо их тела были съедены и расчленены падальщиками.

Голотип CUST J-V1251-57, представленный частичным черепом, обнаружен в слое формации Юй-лянцзэ. Имеется также многочисленный дополнительный материал.

Типовой и единственный вид Charonosaurus jiayinensis назван и описан бельгийским палеонтологом Паскалем Гофруа и его коллегами в 2000 году. Родовое имя является отсылкой к древнегреческой мифологии, в которой старец Харон переправлял души умерших людей через реку Стикс в подземное царство мёртвых Аид. Видовое имя ссылается на название уезда Цзяинь, где были обнаружены останки динозавра.

Описание

Харонозавр 3.jpg

Харонозавр был очень крупным ламбеозаврином, превосходящим по размерам своего родственника паразавролофа. Длина динозавра оценивается Дугалом Диксоном в 13 метров, что делает его одним из крупнейших ламбеозаврин. Гребень харонозавра не был найден, однако скелетные данные черепа позволяют предположить, что гребень имел форму похожую на таковой у паразавролофа.

Харонозавр 4.jpg

Диагностические признаки: дорсальная поверхность теменной кости симметрично округлая без сагиттального гребня; латеральная сторона чешуйчатой кости почти полностью закрыта каудальной ветвью заглазничной кости; парокципитальный отросток боковой затылочной кости и отросток, расположенный за чашеобразной впадиной чешуйчатой кости очень короткие, простирающиеся только до середины высоты большого затылочного отверстия; выступающий и симметричный крыловидный отросток базисфеноида; развитый трёхглавый гребень плечевой кости; удлинённое и тонкое предплечье с соотношением «общей длины к максимальной ширине проксимальной головки > 6,3 для локтевой кости и > 6,6 для лучевой»; предвертлужный отросток подвздошной кости более удлинён, чем у других известных гадрозавров: соотношение длины подвздошной кости к длине отростка > 2,1.