ФЭНДОМ

Хеюаньния (лат. Heyuannia) — род динозавров из семейства овирапторов, живший в позднюю меловую эпоху на территории современного Китая. Это был первый овираптор, найденный в этой стране, до этого это семейство было известно лишь в Монголии. Известны два вида; H. huangi, названный Лу Джунчангом в 1982; и H. yanshini, первоначально названный Риченом Барсболдом, как отдельный род Ингения.

История открытия и названия Править

Типовой вид, Heyuannia huangi, был назван и описан Лу Джунчангом в 2003 году. Родовое название относится к городу Хеюань. Видовое чтит Хуан Донга, директора музея Хеюань. Голотип HYMV1-1 был обнаружен в провинции Гуандун около Хуанши в слоях формации Далангшан. Он состоит из частичного скелета, включая череп. Еще шесть скелетов были отнесены к паратипам или отнесены к виду. Было найдено несколько других окаменелостей, в том числе та, которая может сохранить возможные репродуктивные органы. Тысячи яиц были также обнаружены на месте, некоторые из них принадлежали к роду и, вероятно, были отложены хеюаньнией.

H. yanshini был впервые описан и назван Ринчен Барсболд в 1981 году, как новый род и вид Ingenia yanshini. Название «Ingenia» происходит от Ингена Хобоора в провинции Баянхонгор, Монголия, откуда оно было получено, в то время как видовое название yanshini было выбрано в честь академика Александра Леонидовича Яншина (1911—1999), который был советником и наставником Ринчена Барсболд а во время своего пребывания в Палеонтологическом институте в Санкт-Петербурге, Россия.

Описание Править

Хеюаньния — овирапторид среднего размера. Грегори С. Пол в 2010 году оценил его длину в 1,5 метра, вес в двадцать килограммов. Его беззубый череп относительно короткий с крутой мордой. У него были очень короткие руки и цифры.

Классификация Править

Heyuannia был назначен Лю в Oviraptoridae в 2003 году. Его точное положение в этой группе неясно. Более поздние анализы привели к положению в Oviraptorinae или Ingeniinae. Согласно Лю, морфология плечевого пояса хеюаньнии подтверждает гипотезу, что овирапториды были вторично нелетающими птицами.

Палеобиология Править

Сохранение пигментов биливердин и протопорфирин в скорлупе яиц, принадлежащих к хеюаньнии, указывает на их сине-зеленый цвет. Эта окраска учитывала как камуфляж, так и сексуальную передачу сигналов, также наблюдаемую у американских малиновок и крыс. Расположение яичной скорлупы предполагает частично открытое расположение гнезда для Heyuannia, а также указывает на то, что оно занимается усилением родительской заботы.