Хоффштеттерий (лат. Hoffstetterius imperator) - вымершее крупное млекопитающее, известное из позднемиоценовых отложений Боливии.

Этимология 

Название рода дано в честь профессора Роберта Хоффштеттера (1908 - 1999), в то время как видовое название отсылает к гребню животного, по форме напоминающему корону императоров Священной Римской империи.

История находки

Хоффштеттерий.jpg

Впервые останки хоффштеттерия были обнаружены экспедицией палеонтолога Роберта Хоффштеттера в 1969-м году в формации Маури, расположенной в 5 километрах от деревни Ачири в провинции Пакачес, департамент Ла-Пас, Боливия. Найденный образец, которому был присвоен номер MNHN ACH1, включал в себя частичный череп взрослой особи с нижней челюстью, ее эпистрофей, правую плечевую кость и обе лучевых кости, а также фрагмент левой локтевой кости и полное левое бедро.

Также другой образец, частичный череп особи на ювениальной стадии онтогенеза, был обнаружен совместной экспедицией Французского института андских исследований (IFEA) и Геологической службы Боливии (GEOBOL) в 1989 году.

Вид был описан на основе двух вышеназванных образцов в  в 1993 году французским палеонтологом Пьером-Антуаном Сен-Андре и выделен им же в отдельный род.

Описание

Череп хоффштеттерия имеет длину 527 мм, в то время как у молодой особи вида длина оценивается в 469 мм. Наиболее характерными чертами млекопитающего является возвышение лобной кости над носом, образующее так называемый большой сагиттальный гребень, более развитый у взрослых особей и формирующий в передней лобной области своего рода треугольный «щит». Предполагается, что он может являться точкой прикрепления рога, как у современных носорогов и некоторых таксодонтид.

Молярные зубы имеют язычные складки с меньшей глубиной, чем у других токсодонтид. Хорошо развиты средняя доля и сложный контур в задней доле верхнего моляра, за исключением острого заднего края в верхнем третьем моляре, в то время как во втором нижнем моляре язычная поверхность тригонида намного длиннее. В верхних премолярах отсутствуют язычные складки, а в верхних молярах — раздвоенные язычные складки, что характерно для таких токсодонтид, как тригодон, стереотоксодон и миксотоксодон.

Бедренная кость хоффштеттерия имеет удлиненный трохлеарный медиальный гребень на своем нижнем конце, в области коленного сустава, характерный для токсодона. Возможно, этот тип структуры служил токсодонтидам для поддержания статичности их ног в положении стоя, что делало особей вида более выносливыми, как у современных лошадей и носорогов.