ФЭНДОМ

Целюр (лат. Coelurus fragilis) — хищный динозавр юрского периода.

История находки Править

Целюр был описан в 1879 году Отниелом Чарлзом Маршем, американским палеонтологом и натуралистом, известным в том числе из-за «костяной войны» с Эдвардом Дринкером Копом. На тот момент были найдены только кости спины (грудного отдела) и хвоста, найденные в том же месте, что и типовой экземпляр нового рода Camptonotus — C. dispar (позже был переименован в Camptosaurus, поскольку выяснилось, что название Camptonotus занято). Эпитет fragilis (лат. «хрупкий») отражает характерную черту скелета — размер полостей в тонкостенных позвонках.

Марш счёл целюра «животным вдвое меньше волка и, предположительно, хищным». Целюр оказался первым представителем небольших звероногих динозавров из формации Моррисон, хотя на момент находки сам Марш не был уверен, является ли целюр динозавром. В 1881 году он добавил к описанию зарисовки некоторых костей и вынес род в отдельное семейство Coeluridae нового отряда (Coeluria).

Далее история усложняется. Части скелета, будучи разбросаны по территории шахты, добывались последовательно начиная с сентября 1879 по сентябрь 1880 года. Марш отнёс часть добытого материала к новому виду — C. agilis. Размер лобковой кости навёл его на мысль, что она принадлежала животному в три раза превосходящему C. fragilis по размерам. Он вернулся к изучения рода в 1888 году, добавив C. gracilis, на основе скелета, ныне представленного одной claw bone, относящейся к небольшому звероногому динозавру из формации Arundel в Мэрилэнде. Этот вид не относят официально к роду целюр, но и не вынесли в отдельный род.

Несмотря на неприязнь к Маршу Коп в 1887 году расширил род целюр. Он описал останки из позднетриасовых отложений из Нью-Мексико под названиями C. bauri and C. longicollis. позднее он их выделил в род Coelophysis.

В 1903 году Генри Файрфилд Осборн описал ещё один род небольших звероногих ящеров из формации Моррисон — Ornitholestes. Описание основывалось на неполном скелете из Bone Cabin Quarry, к северу от Como Bluff. В 1920 году Чарлз Гилмор в авторитетной монографии о звероногих динозаврах высказал предположение об синонимичности орнитолеста и целюра. Это мнение закрепилось в науке на десятилетия. Эти два рода не подвергались формальному сравнительному анализу, и не было полной ясности относительно того, какие кости принадлежали целюру вплоть до работы Джона Острома 1980 года.

Гилмор заподозрил, что C. fragilis и C. agilis были одним видом, а Остром смог доказать их идентичность. Это означало расширение известного материала, принадлежащего C. fragilis. Остром показал, что орнитолест и целюр значительно различаются между собой.

Тогда Дэйл Рассел на основании отрывочных данных предположил, что C. agilis принадлежал к Elaphrosaurus. Остром доказал обратное. Кроме того, он установил, что один из трёх позвонков на иллюстрации Марша, на самом деле был составлен их двух позвонков, один из которых, как позднее было установлено, был добыт в другой шахте и принадлежал безымянному виду теропод. Этот второй вид был не последним динозавром, ошибочно отнесённым к целюру. В 1995 году новый неполный скелет в Вайоминге поначалу приняли за останки крупного целюра, но дальнейшее изучение показало, что скелет принадлежит родственному Tanycolagreus.

Описание Править

Предположительно, он весил от 13 до 20 килограммов и достигал в длину 2,4 метра, при высоте бедра в 70 см. Реконструкция, сделанная на основании скелета, позволяет говорить о том, что целюр имел длинную шею и тело (торс), длинные и тонкие задние конечности (из-за длинной плюсны) и предположительно маленький и узкий череп.
FtttCogtvjI

Целюр охотится на ящерицу.

Единственной найденной частью черепа является осколок нижней челюсти, найденный там же, где и остальные кости. Хотя по степени сохранности и окраске этот осколок соответствует остальным костям, он отличается малой толщиной (длина составляет 7,9 сантиметров, при толщине в 1,1 сантиметра), что может свидетельствовать о принадлежности другому виду. В целом, позвонки продолговатые (и приплющенные?) с короткими остистыми отростками и тонкими стенками. Позвонки шейного отдела в значительной степени пневматизированы, с многочисленными выемками на поверхности. Выемки распределены неравномерно и неодинаковы по размеру. Длина позвонков шейного отдела в четыре раза превосходит ширину. Позвонки двояковогнутые. Позвонки спины (грудного отдела?) менее вытянутые, не имеют выемок на поверхности, имеют менее развитые вогнутые поверхности и тела в форме песочных часов. Позвонки хвостового отдела также не имеют выемок на поверхности.

Единственная найденная кость из плечевого пояса — лопатка. Плечо передней конечности имело S-образный изгиб и немного превосходило по длине предплечье (11,9 и 9,6 сантиметров соответственно). В запястье имеется полулунная кость, как у дейнониха . Пальцы тонкие и длинные.

Из костей таза сохранилось парные сросшиеся лобковые кости с выдающимся выростом на конце. Бедренные кости имеют S-образный изгиб при взгляде спереди (в аксиальной проекции?). Кости плюсны необычно длинны и тонки, почти достигают длины бедренной кости (длина наиболее сохранившейся бедренной кости равна 21 сантиметру).

В культуре Править

Целюрки

Целюры в документальном фильме "Когда динозавры бродили по Америке".