Вымершие животные вики
Advertisement

Цзиньфэнгоптерикс (лат. Jinfengopteryx) — пернатый динозавр из Китая, обитал в раннем меловом периоде около 122 млн лет назад.

История находки

окаменелость Jinfengopteryx

Этот экземпляр небольшого оперенного динозавра был обнаружен в июле 2004 года в китайской провинции Хэбэй и описан в следующем году году под названием Jinfengopteryx elegans. Название образовано от Jinfeng, кит. «золотой феникс» - названия королевской птицы из китайского фольклора и греч. πτερυξ (pteryx), что означает «перо». Цзиньфэнгоптерикс известен из единственного экземпляра (образец CAGS-IG-04-0801), почти полного сочлененного скелета длиной 55 см (2 фута), с сохранившимися обширными отпечатками перьев.

Описание

Реконструкция от Скота Хартмана, 2005 год

В 2005 году авторы оригинального описания цзиньфэнгоптерикса рассматривали его как базального предка птиц и члена семейства Archaeopterygidae, однако Луис Чиаппе отметил, что Jinfengopteryx, похоже, имеет больше общего с троодонтидами, по таким признакам, как увеличенный коготь на его коротком втором пальце ноги. В 2006 году Сюй Син и Марк Норэлл предположили, что Jinfengopteryx был троодонтидом, основанным на общем плане тела и особенностях зубов. В анализе 2007 года Алан Тернер, Марк Норэлл и др. поместили его в семействе троодонтид, отметив, что это первый образец троодонтита, который сохранил доказательства наличия перьев. В 2012 году Тернер с коллегами выделили его в самостоятельное подсемейство Jinfengopteryginae.[1] Джиньфенгоптерикс был небольшим троодонтидом около полуметра длиной.

Реконструкция от Эмили Уиллоуби

Голотип сохраняет отпечатки оперения на всем теле, кроме "цевки", что отличает его от некоторых близких ему динозавров вроде анхиорниса. Это говорит о том, что джиньфенгоптерикс, вероятно, не планировал с дерева на дерево. В брюшной области обнаружены неопознанные овальные структуры. Вероятно, это семена, съеденные ящером еще до смерти.

Источники

Галерея