ФЭНДОМ

Цилиндротевтиды (лат. Cylindroteuthididae) — семейство белемнитов, развившееся в среднеюрскую, позднеюрскую и раннемеловую эпохи.

История изучения

Название семейству в 1919 году дано Э. Штоллеем, который предложил общепринятое к началу XX века семейство Belemnitidae рассматривать в ранге подотряда и в его составе среди прочих семейств обособил Cylindroteuthidae (с родом Cylindroteuthis) и Pachyteuthidae (с родами Pachyteuthis и Acroteuthis).

Позднее оба семейства стали рассматриваться как единое семейство Cylindroteuthididae, такая точка зрения принята до сих пор. В современной иерархической классификации белемноидей оно выделяется в составе подотряда Belemnitina отряда Belemnitida.

В 2011 году О.С. Дзюба пересмотрела классификацию семейства Cylindroteuthidae, подняв роды до подсемейтв, подроды до родов (см. раздел «Систематика»).

На настоящий момент описано свыше 200 видов цилиндротевтид.

Описание

Внешне они узнаваемы по субконической или субцилиндрической форме ростров и брюшной борозде, протягивающейся от вершины. Поскольку среди белемнитов известны случаи гомеоморфии, для диагностики Cylindroteuthididae имеет значение также внутреннее строение ростра. Среди внутренних отличительных признаков следует отметить смещенную к брюшной стороне осевую линию, субцилиндрическую или веретеновидную форму начальных ростров.

Систематика

Согласно современным данным (Дзюба, 2011), выделяются следующие подсемейства и роды:

Источники

  • Дзюба О.С. (2011) Подсемейства в составе Cylindroteuthididae (Belemnitida) // Новости палеонтологии и стратиграфии. Вып. 16-17. Приложение к журналу “Геология и геофизика”. Т.52. С.103-108