ФЭНДОМ

Цимбоспондил (лат. Cymbospondylus) — триасовый ихтиозавр, обитавший в Европе и Северной Америке около 240-210 млн лет назад.

История находки

Первые фрагментарные останки этого ихтиозавра были найдены в штате Невада, США. В 1868 году известный американский биолог и профессор анатомии Джозеф Лейди, основываясь на необычной форме позвонков, описал эти окаменелости под названием Cymbospondylus. С момента его первого описания, этому роду был назначен целый ряд видов, но до сих пор, только три вида хорошо известны из довольно полных скелетов, а не из фрагментарного материала: C. petrinus (образец UCMP 9950) из Невады, C. buchseri (образец PIMUZ T 4351) из Швейцарии и вид C. nichollsi, описанный на основе одного экземпляра (FMNH PR2251), состоящего из задней части черепа, сочлененного с позвоночником и ребрами.

Описание

Cymbospondylus buchseri Paleontology Museum of Zurich

Cymbospondylus buchseri в палеонтологическом музее Цюриха

Цимбоспондил был одним из крупнейших ихтиозавров, достигавшим от 6 до 10 метров (20-33 футов) в длину. Он был одним из ранних представителей этой группы морских рептилий и был ещё лишён спинного и развитого хвостового плавника, тем не менее у него уже была крупная удлиненная морда, как у более поздних ихтиозавров. Метровая голова заканчивалась большими челюстями, содержавшими ряды мелких зубов, приспособленных для ловли и удержания рыбы, белемнитов и головоногих моллюсков, таких как аммониты. Длинный хвост цимбоспондила, по мнению палеонтологов, отлично подходил для плавания и позволял ему двигаться с высокой скоростью и эффективно выслеживать на мелководье плавающих рыб, но взрослые цимбоспондилы, вероятно, проводили большую часть своего времени охотясь в глубоководных водах. Угреподобный хвост цимбоспондила составлял почти половину общей длины тела и, вероятно, использовался в качестве основного механизма плавания. Подобно нынешним морским змеям и игуанам, он плавал извиваясь своим телом из стороны в сторону, используя ластообразные конечности для изменения направления движения и стабилизации.

Виды

Согласно последним публикациям (Motani et al., 2016) выделяются только три вида[1] :

  • Cymbospondylus petrinus (Leidy 1868) - типовой вид из Невады
  • Cymbospondylus busheri (Sander 1989) - вид из Швейцарии
  • Cymbospondylus nichollsi (Frobisch et al. 2006) - вид из Невады

Синонимы:

  • C. natans
  • C. germanicus
  • C. nevadanus
  • C. parvus
  • C. piscosus
  • C. grandis

Галерея

В культуре

Цимбоспондил показан в научно-популярном сериале «Прогулки с морскими чудовищами».

Источники

  1. https://www.researchgate.net/publication/303446420_A_large_aberrant_stem_ichthyosauriform_indicating_early_rise_and_demise_of_ichthyosauromorphs_in_the_wake_of_the_end-Permian_extinction