ФЭНДОМ

Цинодонты — вымерший подотряд синапсид, живший с поздней перми по ранний мел. Наряду с ныне полностью вымершими видами древнейших млекопитающих от цинодонтов произошли и современные млекопитающие.

История

Первые цинодонты появились приблизительно 270 миллионов лет назад в пермском периоде. Окаменелости, относящиеся к этой эпохе, были обнаружены в Южной Африке, Замбии, России и Западной Европе. Эти животные пережили массовое вымирание, которое происходило в конце пермского периода, и быстро адаптировались к систематическим нерезким однонаправленным изменениям условий окружающей среды в триасовом периоде, то есть прошли путь развития, который увенчался появлением первых млекопитающих. Те цинодонты, из которых не развились млекопитающие, вероятно, продолжали существовать до нижнего мелового периода, представленные группой тритилодонтид.

Описание

Cynognathus crateronotus by pietro ant-d4yh2gx

Эта группа ящеров имела ряд общих признаков с тероцефалами, вместе с которыми образует таксон эвтериодонтов. Монофилия (происхождение таксона от одного общего предка) этих групп хорошо подтверждается

27 синапоморфиями (синапоморфия = сходство нескольких сравниваемых групп по производному состоянию признака), которые чаще всего относятся к черепу. Черепа цинодонтов и тероцефалов схожи по своему строению с черепами млекопитающих: височные области широкие, скуловая дуга сильно выступающая, морда чаще всего низкая. За исключением процинозуха и его родственников, у всех цинодонтов имеется вторичное нёбо, разделяющее дыхательные пути и пищевод. Небное отверстие отсутствует. Задняя часть крыловидной кости этих ящеров уже не доходит до квадратной кости. У цинодонтов сильно уменьшены квадратно-скуловая кость, отсутствующая у млекопитающих, и квадратная кость, которая превратилась у млекопитающих в наковальню, ушную косточку. На большом, плоском затылке представителей этой группы зверозубых ящеров постепенно развился парный атлантозатылочный сустав млекопитающих.
0u473b3817-693a6f84-3f1fb45e (1)

Процинозух

Самой крупной частью нижней челюсти цинодонтов является зубная кость. Более мелкие кости, расположенные за ней, в дальнейшем продолжили деградировать. За клыками на нижней челюсти следуют 7-13 широких коренных зубов с многочисленными бугорками. У некоторых цинодонтов коренные зубы уже делятся на малые (премоляры) и большие (моляры).

Полных скелетов было найдено немного. Вероятно, эти животные чаще всего имели короткий хвост. При этом в скелетах всех цинодонтов постоянно присутствуют 4 крестцовых позвонка. Конечности, плечевой и тазовый пояса этой группы ящеров и млекопитающих уже схожи между собой, однако число фаланг пальцев стопы у цинодонтов, как и у рептилий, еще слишком большое по сравнению с млекопитающими (формула фаланг: 2,3,4,4,3).

Образ жизни

Цинодонты были яйцекладущими, как и современные однопроходные млекопитающие и рептилии. При этом большинство ученых предполагает наличие у них шерстяного покрова. Также считается, что они были уже теплокровными.

Палеонтологи предполагают, что в большинстве своем цинодонты были хищниками, однако некоторые из них являлись растительноядными.

Классификация

Cynodontia

† Dviniidae

† Procynosuchidae

† Madysauridae

Epicynodontia

† Galesauridae

† Thrinaxodontidae

Eucynodontia

Cynognathia

† Cynognathidae

Gomphodontia

† Diademodontidae

† Trirachodontidae

† Traversodontidae

Probainognathia

† Chiniquodontidae

† Probainognathidae

Prozostrodontia

Prozostrodon

† Therioherpetidae

† Tritheledontidae

† Tritylodontidae

† Brasilodontidae

Mammalia

Литература

  • Hopson J. A., Kitching J. W.  A probainognathian cynodont from South Africa and the phylogeny of non-mammalian cynodonts // Bull. Mus. Comp. Zool. 156 (2001): 5—35.
  • Кэрролл Р. . Палеонтология и эволюция позвоночных: В 3-х т. Т. 2. — М.: Мир, 1993. — 283 с. — ISBN 5-03-001819-0.
  • Ивахненко М. Ф. . Тетраподы Восточно-Европейского плакката — позднепалеозойского территориально-природного комплекса. — Пермь, 2001. — 200 с. — (Труды Палеонтологического института РАН. Т. 283). — ISBN 5-88345-064-4. — С. 129—130.