Вымершие животные вики
Advertisement

Цюпаник (лат. Qiupanykus) — род теропод семейства альваресзаврид из позднемеловой формации Qiupa на юге Китая.

Ископаемые яйца, предположительно принадлежащие овирапторидам, обнаруженные в связи с образцом голотипа, указывают на то, что и Qiupanykus, и другие альваресзауриды, возможно, были специалистами по поеданию яиц, которые использовали свои крепкие когти для вскрытия яичной скорлупы.

История изучения[]

В 2012 году был обнаружен новый вид альваресзаврида в Гуаньпин (Guanping), недалеко от города Цюпа (Qiupa), в префектуре Луаньчуань (Luanchuan), провинция Хэнань (Henan), Китай. В 2017 году сообщалось, что были обнаружены яичные скорлупы во втором скелете из той же локации.

В 2018 году тип Qiupanykus zhangi был назван и описан группой палеонтологов, Лу Цзюньчан (Lü Junchang), Сюй Ли (Xu Li), Чан Хуали (Chang Huali), Цзя Сунхай (Jia Songhai), Чжан Цзимин (Zhang Jiming), Гао Дяньсун (Gao Diansong), Чжан Иян (Zhang Yiyang), Чжан Чэнцзюнь (Zhang Chengjun) и Дин Фан (Ding Fang), на основе только второго скелета. Первый найденный скелет не относится к виду.

Голотип 41HIII-0101 обнаружен в слое формации Цюпа (Qiupa), датируемой маастрихтом. Он состоит из частичного скелета без черепа. Сохранились: четыре отдельных шейных позвонка, шесть крестцовых позвонков, двадцать пять хвостовых позвонков, один шеврон, правая тазовая кость, лобковая кость и обе задние конечности, включая два пальца и три когтя от ноги. Скелет был частично углублен в каменный блок диаметром двадцать сантиметров. Голотип взрослая особь. Является частью коллекции Геологического музея Хэнань в Чжэнчжоу.

Описание[]

Цюпаник — мелкий вид, длиной не более полуметра. Вес рассчитывали по методу Кампионе (Campione), который экстраполируется по окружности бедренной кости. Окружность составляет 17,09 миллиметра, что указывает на вес тела около 515 грамм.

Скелет Qiupanykus был найден с фрагментом яичной скорлупы около его хвоста. Толщина фрагмента яичной скорлупы составляет 1,8 мм. Некоторые особенности, такие как тип линейного орнамента, включая узлы и короткие гребни, два структурных слоя (не призматических) и относительно толстую оболочку, идентичны яичной скорлупе Elongatoolithidae (*специальное определение для ископаемых яиц, представляющих яйца oviraptorosaurs (за исключением Ornitholithus). Они известны своей очень вытянутой формой). После подсчетов вес яйца оказался намного больше, чем вес всего животного, около 1,136 кг.

Альваресзавридные динозавры имеют узкоспециализированные конечности, цель которого до сих пор остается загадкой. Считается, что специальные конечности использовались для рытья нор (Perle A et al., 1993) или для вскрытия термитников (как современные муравьеды), а также для питания насекомыми (Senter P, 2005). Есть еще один экземпляр, обнаруженный в северо-западной Патагонии в Аргентине, где альваресзавридный скелет сохраняется с яйцами (Agnolin FL et al., 2012).

Таким образом, существует три варианта взаимоотношений между альваресзавридными скелетами и яйцами (фрагментами яиц), связанными с ними: 1 — фрагменты яичной скорлупы были захоронены вместе с скелетом по совпадению, и яичная скорлупа не имеет ничего общего со скелетом. 2 — яйца были отложены альваресзавридными динозаврами и 3 — фрагменты яичной скорлупы были из яиц, разбитых альваресзавридными динозаврами, и яйца не были отложены ими. Однако, учитывая сильный коготь большого пальца альваресзавридных динозавров, предпочтительней третья интерпретация. Альваресзавридные динозавры, возможно, использовали свой специальный коготь, чтобы разбивать яйца, и они, возможно, поедали яйца.

Заключение Лу и его коллег, объясняющих связь между яичной скорлупой и голотипом Qiupanykus, подверглось критике со стороны некоторых палеонтологов, таких как Андреа Кау (Andrea Cau), потому что они не указывают на другие факторы. Кау, лично рассматривая фотографии голотипа, указывает, что в каменистом слое фрагмент скорлупы яйца является более внешним, чем тот, который содержит скелет, что указывает на то, что скорлупа оказалась в слоях после смерти теропода.

Qiupanykus был помещен в семейство Alvarezsauridae, в ветвь со многими другими родами, выше Patagonykus и под Parvicursor в эволюционном дереве.

Источники[]

Галерея[]

Advertisement