ФЭНДОМ

Цяньчжоузавр - хищный тираннозаврид из Китая, крупный родственник алиорама, живший в меловом периоде 72-66 млн лет назад.

История находкиПравить

Alioramus vs Qianzhousaurus

Qianzhousaurus вверху, Alioramus remotus посередине, Alioramus altai внизу.

Ископаемые останки, из окаменевших костей с черепом, были обнаружены при строительных работах недалеко от города Qianzhou, Китай. В 2014 году, новый вид был описан профессором из Института геологии Китайской академии геологических наук Лю Джунчангом, как Qianzhousaurus sinensis - «китайский ящер из Цяньчжоу». Голотип состоит из почти полного черепа, с большей частью левой нижней челюсти (образец GM F10004-1), девяти шейных позвонков, трех передних грудных позвонков, 18 средних задних хвостовых позвонков и костей задней левой конечности. Череп достигает 90 см в длину, по сравнению с ~ 63 см у голотипа Alioramus altai и аналогичной реконструкции измерения для А. remotus. Экземпляр, принадлежавший одной особи, находится в Музее Ганьчжоу, провинция Цзянси, Китай (Ganzhou Museum, Jiangxi Province, China)[2].

Qianzhousaurus skull

Череп Qianzhousaurus

Это открытие является очень важным, находка показывает, что наряду с алиорамом из Монголии, длинномордые тираннозавриды были широко распространены в Азии. Несмотря на то, что мы только начинаем узнать о них, длинномордые тираннозавры были по-видимому, были одной из основных групп хищных динозавров в Азии. Череп был найден хорошо сохранившимся и в основном нетронутыми. Уникальное сохранение было связано с тем, что существо было погребено в грязи вскоре после гибели и было защищено от эрозии, которая происходит из-за ветра и осадков.

ОписаниеПравить

Qianzhousaurus size 02
Ранее Стивен Брюссат уже описал два вида мелких длиннорылых тираннозаврид, выделив их в отдельный род Alioramus. Однако тогда речь шла о молодых особях, практически подростках, а в молодости головы всех тираннозавров выглядели примерно одинаково. Только с достижением взрослого возраста черепа тарбозавров и тираннозавров обретают привычную массивность. Слившиеся кости черепа Qianzhousaurus говорят о том, что был уже вполне взрослый экземпляр, к тому же в два раза превосходивший алиорамов ростом. Поэтому сохранение "долгоносости" является хорошим отличительным признаком нового рода.
Alioramini by eloymanzanero-d7j2cwh

Цяньчжоузавр мог помериться ростом с любым своим родственником, достигая длины около 8 метров, 90 см из которых приходилось на череп. Но в отличии от классических тираннозавров, он был намного грациознее и весил всего 750 килограммов. Пока ученые не могут внятно объяснить, зачем этому тираннозавриду была нужна такая вытянутая морда – ведь подобная конструкция не в состоянии противостоять высоким нагрузкам, которые способен выдерживать череп настоящего T. rex. Длинная, грацильная нижняя челюсть содержит 18 гнезд от зубов, что идентично с А. remotus, но меньше, чем у А. altai, который имел 20 зубов. Тираннозавр имеет 12-17 нижнечелюстных зубов, в зависимости от онтогенеза, и, насколько нам известно, никакой другой tyrannosauroid не имеет более 17 зубов в нижней челюсти. Бедренная кость достигает 70 см, по сравнению с 56 см у A. altai. Известно, например, что современные длиннорылые рептилии типа гавиалов и африканских длиннорылых крокодилов предпочитают питаться рыбой и мелкими водными животными. Рыбой питались и современники тираннозавров – гигантские хищные динозавры из группы Spinosauridae, обладавшие еще более тонким и вытянутым рылом, чем у Qianzhousaurus. Однако зубы «Pinocchio rex», тираннозавра-буратино, как прозвали свою находку ученые, очень похожи на тираннозавровые и не предполагают рыбоядной специализации.

ИсточникиПравить

  1. http://www.wikiwand.com/en/Qianzhousaurus
  2. http://www.nature.com/articles/ncomms4788

ГалереяПравить