ФЭНДОМ

Чанъюйра́птор (лат. Changyuraptor) — род небольших хищных динозавров из Китая, обитал в раннем меловом периоде около 125-120 млн лет назад.

История находки Править

Changyuraptor yangi skeleton

Скелет Changyuraptor yangi

Окаменелость этого небольшого динозавра была случайно обнаружена фермером в 2012 году около городка Сицзяньчан, на юге провинции Ляонин северо-восточного Китая, в осадочных горных породах формации Исянь, возрастом около 125—120 миллионов лет назад. Голотип HG B016 состоит из довольно полного скелета с черепом, отпечатавшегося на плите известняка, который сохранил обширные остатки кожного покрова с многочисленными следами перьев. В 2014 году международная команда ученых под руководством д-ра Луиса Чиаппи, директора Института динозавров в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес описали эту находку под видом Changyuraptor yangi. Родовое название динозавра происходит от китайского 長 羽, «длинное перо» и термина raptorial («разбойник», «хищник»). Вид назван в честь профессора Ляонинского университета Яна Яндуна.[1]

ОписаниеПравить

Джехольская биота является одним из самых богатых ископаемых пластов с пернатыми динозаврами в мире, сохранившиеся там образцы принадлежат как одним из самых маленьких динозавров, так и самому большому динозавру с сохранившимися отпечатками примитивного оперения - Yutyrannus huali. Changyuraptor также является вторым четырехкрылым динозавром, из известных, после микрораптора (Microraptor).

Анализ окаменелости в Университете Кейптауна, Южная Африка, показывает, что образец был взрослым образцом, длиной приблизительно 1,2 метра (3,9 фута) и по оценкам, весил около 4 килограммов (8,8 фунта), что делает Changyuraptor крупнейшим известным четырехкрылым микрорапторином, превышающим ранее известные образцы не менее чем на 60%. Как и у микрораптора, у чаньюраптора были перья по всему телу, включая передние и задние конечности, что привело к появлению двух пар крыльев. Наличие длинных перьев на всех четырех конечностях также предполагает, что эти динозавры могли летать. Хвост динозавра был длинный и был оперён, с концевыми перьями длиной до 30 сантиметров (12 дюймов), равными примерно 30% длины скелета животного. Эта длина превышает предыдущую рекордную длину 7 дюймов (18 см) для перьев у других оперённых динозавров. Хотя удлиненные перья на задних конечностях присутствовали и у ранних предков птиц, таких как археоптерикс (Archaeopteryx), морфология микрорапторинов предполагает другую аэродинамическую модель полёта, в отличие от современных птиц, которые имеют характерные голые ноги и демонстрируют стабильный полет, используя только два крыла.[2]

ИсточникиПравить

  1. https://www.nature.com/articles/ncomms5382
  2. http://www.wikiwand.com/en/Changyuraptor