ФЭНДОМ

Чарния (лат. Charnia masoni) — организм эдиакарского периода, по форме похожий на морское перо.

Описание Править

Окаменелости чарнии представляют собой объёмные отпечатки в виде двулопастного пера. Отдельная лопасть состоит из серии широких веретеновидных сегментов, каждый из которых в свою очередь поделён на несколько поперечных сегментов меньшего порядка. Зигзагообразный стержень "пера" узкий, длинный, располагается ниже лопастей, на конце несёт базальное вздутие.

История изучения Править

Чарния первый экземпляр

Первый экземпляр чарнии в Нью-Уолкском музее города Лестер

Первый образец неизвестного науке мягкотелого животного был найден пятнадцатилетней школьницей Тиной Негус в лесу Чарнвуд близ города Грантем в 1956 году. Школьница удивилась обнаружению окаменелости в докембрийских породах, и обратилась к школьной учительнице географии, которая упрямо возражала девушке, что в докембрийских породах окаменелостей нет и быть не может.

К сожалению, у Негус не было нужных инструментов, чтобы извлечь образец из породы. Годом позже это удалось сделать другому местному школьнику, в дальнейшем профессору геологии, Роджеру Мейсону, который отдал образец местному геологу Тревору Форду. В 1968 гожу Форд официально опубликовал информацию о находке в "Трудах Йоркширского геологического общества", предположив, что эта структура осталась от каких-то водорослей.
Чарния-1

Charnia masoni. Чарнвуд-Форест (Великобритания).

Позднее геологи относили чарнию к морским перьям, однако против этой версии говорит зигзагообразных стебель чарнии, тогда как у морских перьев он прямой. В настоящее время чарния помещена в тип петалонамы, включающий в себя нескольких схожих с ней по строению представителей эдиакарской биоты.

В настоящее время первый образец чарнии, описанный Фордом, экспонируется на почётном месте в Нью-Уолкском музее города Лестер.

Чарния

Чарния Мейсона. Архангельская область.

Позднее окаменелости чарнии также были обнаружены в Ньюфаундленде, Сибири и Архангельской области (Приморский и Холмогорский районы), однако позднее некоторые из канадских и сибирских образцов, выделенных в новые виды, были отнесены к роду глесснерия.

Виды Править

В настоящее время в роде Чарния выделяется единственный вид: чарния Мейсона (Charnia masoni Ford, 1958).

Два вида, ранее включаемых в род Чарния, были отнесены к роду Глесснерия:

  • Чарния большая (Charnia grandis Glaessner & Wade, 1966), описана из Ньюфаундленда, Канада = Глесснерия большая Glaessnerina grandis
  • Чарния сибирская (Charnia siberica Sokolov, 1972) = Glaessnerina sibirica

Два других вида, изначально также отнесённых к Charnia, выделены в самостоятельные роды:

  • Charnia wardi Narbonne et Gehling, 2003 выделена в род Trepassia Narbonne et al., 2009
  • Charnia antecedens Laflamme et al., 2007 выделена в род Vinlandia Brasier, Antcliffe et Liu, 2012

Галерея Править