ФЭНДОМ

Чарния (лат. Charnia masoni) — организм эдиакарского периода, по форме похожий на морское перо.

Описание

Окаменелости чарнии представляют собой объёмные отпечатки в виде двулопастного пера. Отдельная лопасть состоит из серии широких веретеновидных сегментов, каждый из которых в свою очередь поделён на несколько поперечных сегментов меньшего порядка. Зигзагообразный стержень "пера" узкий, длинный, располагается ниже лопастей, на конце несёт базальное вздутие.

История изучения

Чарния первый экземпляр

Первый экземпляр чарнии в Нью-Уолкском музее города Лестер

Первый образец неизвестного науке мягкотелого животного был найден пятнадцатилетней школьницей Тиной Негус в лесу Чарнвуд близ города Грантем в 1956 году. Школьница удивилась обнаружению окаменелости в докембрийских породах, и обратилась к школьной учительнице географии, которая упрямо возражала девушке, что в докембрийских породах окаменелостей нет и быть не может.

К сожалению, у Негус не было нужных инструментов, чтобы извлечь образец из породы. Годом позже это удалось сделать другому местному школьнику, в дальнейшем профессору геологии, Роджеру Мейсону, который отдал образец местному геологу Тревору Форду. В 1968 гожу Форд официально опубликовал информацию о находке в "Трудах Йоркширского геологического общества", предположив, что эта структура осталась от каких-то водорослей.
Чарния-1

Charnia masoni. Чарнвуд-Форест (Великобритания).

Позднее геологи относили чарнию к морским перьям, однако против этой версии говорит зигзагообразных стебель чарнии, тогда как у морских перьев он прямой. В настоящее время чарния помещена в тип петалонамы, включающий в себя нескольких схожих с ней по строению представителей эдиакарской биоты.

В настоящее время первый образец чарнии, описанный Фордом, экспонируется на почётном месте в Нью-Уолкском музее города Лестер.

Чарния

Чарния Мейсона. Архангельская область.

Позднее окаменелости чарнии также были обнаружены в Ньюфаундленде, Сибири и Архангельской области (Приморский и Холмогорский районы), однако позднее некоторые из канадских и сибирских образцов, выделенных в новые виды, были отнесены к роду глесснерия.

Виды

В настоящее время в роде Чарния выделяется единственный вид: чарния Мейсона (Charnia masoni Ford, 1958).

Два вида, ранее включаемых в род Чарния, были отнесены к роду Глесснерия:

  • Чарния большая (Charnia grandis Glaessner & Wade, 1966), описана из Ньюфаундленда, Канада = Глесснерия большая Glaessnerina grandis
  • Чарния сибирская (Charnia siberica Sokolov, 1972) = Glaessnerina sibirica

Два других вида, изначально также отнесённых к Charnia, выделены в самостоятельные роды:

  • Charnia wardi Narbonne et Gehling, 2003 выделена в род Trepassia Narbonne et al., 2009
  • Charnia antecedens Laflamme et al., 2007 выделена в род Vinlandia Brasier, Antcliffe et Liu, 2012

Галерея