ФЭНДОМ

Человек работающий - ископаемый вид людей, обнаруженный на территории Кении, Танзании, Грузии и Италии и живший 1,8-1,4 млн лет назад. Рассматривается как промежуточное звено между австралопитеками и Homo erectus, иногда описывается как африканский подвид питекантропов (Homo erectus ergaster), однако всё большее число исследователей склонны отличать их от неафриканских представителей человеческого рода, живших в то же время.

История изученияПравить

В 1971 году на песчаном мысе Кооби-Фора (Эфиопия) Ричард Лики нашёл неплохо сохранившуюся нижнюю челюсть нового гоминида. Сначала обладателя челюсти причислили к Человеку прямоходящему, но после более внимательного изучения в 1975 году новому гоминиду дали другое название, — «Человек работающий». Здесь же был обнаружен женский череп KNM-ER 3733. Находка ER 3733 в одной страте с австралопитеком (Australopithecus boisei) впервые опровергла идею о линейной эволюции, согласно которой невозможно одновременное существование двух эволюционно родственных видов (Leakey, 1976).

В 1984 году в Кении (озеро Рудольф) был обнаружен хорошо сохранившийся (сохранность 80-90 %) скелет подростка 9—12 лет (по другим данным, 13—14 лет), датируемый приблизительно 1,6—1,5 млн лет назад. Находку назвали Мальчик из Турканы.

За пределами Африки останки Homo ergaster были обнаружены также в Италии (Апулия), куда древние люди пришли через Ближний Восток

ОписаниеПравить

Homo ergaster выделились среди ранних Homo и, судя по существенному изменению морфологии (в том числе, пропорций скелета - высокий рост, длинные ноги и относительно небольшие широтные размеры), освоили новую экологическую нишу - открытые вторичные саванны. Видимо, окончательный переход к жизни на открытых пространствах привел в быстрому расселению за пределы африканского континента.

Эргастеры были первыми гоминидами, вышедшими за пределы Африки (Находки в Дманиси, Грузия, датируются 1,8 млн. лет назад).

Строение эргастеров хорошо изучено по множеству хорошо сохранившихся находок (в том числе, знаменитый скелет "Мальчик из Турканы" KNM-WT 15000

Черепа H.ergaster низкие и массивные, кости свода толстые. Лобная кость убегающая назад, слабо изогнутая. Надглазничные дуги мощные, резко выступают вперед. Заглазничное сужение выражено сильно. Затылочная кость сильно преломлена, присутствует мощный округлый затылочный валик. Мозговой отдел черепа относительно небольшой, а лицевой отдел - крупный, высокий, с массивной выступающей вперед верхней челюстью. Нижняя челюсть тяжелая, крупная. В целом, лицо очень прогнатное и вместе с тем уплощенное в горизонтальной плоскости.

Зубы по абсолютным размерам не уступают зубам "ранних Homo". При этом намечается тенденция к относительному увеличению передних зубов, и уменьшению задних.

Посткраниальный скелет в целом уже близок к скелету современного человека.

Объем мозга примерно 800-900 см3, для некоторых экземпляров (найденных в Дманиси) - менее 700 см3.

По мнению ряда исследователей, жизненный цикл Homo ergaster был не таким, как у современных людей: они быстро развивались и рано взрослели - полностью формируясь уже к 12 годам; при этом у Homo ergaster отсутствовал выраженный ростовой спурт (скачок) - резкое ускорение роста, происходящее у современных подростков во время полового созревания. Подробней об этом см. здесь

H. ergaster явились создателями поздней галечной культуры. Вероятно, H.ergaster научились использовать огонь (древнейшие случаи использования огня известны из восточноафриканских стоянок Чесованжа, Гомборе I и Кооби Фора с датировками около 1,5, вероятно, до 1,6-1,7 млн. лет назад).