ФЭНДОМ

Чуркоптер - род базальных птериготид, обитавший в позднем силуре. В роде два вида: C. sarlei из Питтсфорда, штат Нью-Йорк, и C. ventricosus из Кокомо, штат Индиана.

История

Первоначально чуркоптера описал как вид птеригота P. ventricosus Эрик Н. Кьеллесвиг-Вейринг в 1948 году. Голотип вида - образец USNM 88130 - нашли возле городо Кокомо, штат Индиана. Окаменелость представлена почти полным дорсальным отпечатком половозрелой особи, отсутствуют только хелицеры и боковые придатки. В данный момент времени образец находится в Национальном музее США, город Вашингтон. При жизни данная особь достигала в длину всего 29 см. Кьеллесвиг отметил, что новый вид отличается американских птериготов, но очень похож на P. anglicus, однако они различаются формой панциря, а также тем, что сохранившийся фрагмент бонового придатка P. ventricosus показывал большую гиббозность.

В 2007 году О. Эрик Тетли и Дерек Э. Г. Бриггс переописали вид на основе новых четырёх образцов. Им удалось определить, что P. ventricosus является самым базальным птеригоидным ракоскорпионом. Кроме того, их исследование утвердило в качестве ближайших родственников птериготов слимонид, а не нанахьюмиллерид. Новый материал - образцы YPM 208028, передняя часть панциря,  YPM 209622, тельсон, YPM 210975, генетальный придаток, и YPM 210974, претельсон, - позволили Тетли и Бриггсу выделить новый род ракоскорпионов, который они назвали чуркоптер, в честь Сэмюэля Дж. Чурка-младшего, внёсшего значительный вклад в изучение ракоскорпионов. Вид C. sarlei был отнесён к роду на основе сходства в строении претельсона и тельсона.

Описание

Чуркоптер - самый базальный член птериготид, находящийся в близком родстве со слимонией. В сравнении с другими членами семейства, Чуркоптер небольшой ракоскорпион, достигающий в длину всего 50-70 см.

Ходильные ноги чуркоптера имели дистальные зубцы. Тельсон был широким и обладал серединными каринами. Предтельсон был широким и не имел дорсальной медиальной карины.

Типовый вид C. ventricosus можно отличить от остальных ракоскорпионов прямоугольным предтельсоном и узким тельсоном. Вид C. sarlei был отнесён к роду как раз на основе сходства с C. ventricosus, однако претельсон у него короче и шире. Некоторое время назад их считали видами птеригота. Кроме того, авторы уверены, что некоторые образцы птериготов, известные только по хелицерам, могут принадлежать чуркоптеру. Однако хелицеры, а также когти данного ракоскорпиона пока неизвестны.

C. ventricosus обладает несколькими уникальными признаками, например, наличие килей на дорсальной стороне претельсона.

Сочетание такого количества разнообразных признаков показывает, что они развивались у птериготид постепенно.

Систематика

Чуркоптер обладает признаками как наиболее примитивных птериготоидов, вроде слимонии, так и развитых птериготоид. Например, задние придатки имеют сходство с придатками слимонии, но панцирь и неразделённый генетальный придаток выдают в нём птериготида.

Палеоэкология

В позднем силуре на месте города Кокомо было спокойное мелководное море, что удалось выяснить из местных известняков и глины. Кроме чуркоптера там обитали и другие ракоскорпионы - эриеоптер E. limuloides, карциносома C. newlini, онихоптерелла O. kokomoensis и кокомоптер K. longicaudatus. Также удалось найти останки и других животных и растений, например, остатки водорослевых строматолитов, кораллов рода галисит, несколько мелких головоногих моллюсков, вроде протокионоцеров, а также лепердитовые ракушки и конодонты спатогнатоды S. eosteinhornensis и S. snajdri.

Определение экологической роли чуркоптера затруднительно, ведь её определяют по хелицерам и боковым придаткам, которые у данного ракоскорпиона неизвестны. Хотя поздние птериготиды, вроде акутирама или йекелоптера были узкоспециализированными апексхищниками, более ранние формы, вроде эреттоптера, охотились на любую подходящую добычу.

Виды

  • C. sarlei Ciurca & Tetlie, 2007
  • C. ventricosus Kjellesvig-Waering, 1948

Источник