ФЭНДОМ

Шерстистый мамонт (лат. Mammuthus primigenius) — вид северных мамонтов, обитавший в регионах Европы, Азии и Северной Америки во времена ледникового периода плейстоценовой эпохи от 2,5 млн л.н до 4 000 лет назад.

История находкиПравить

Mammuthus primigenius Brockhaus
Первые кости и гигантские бивни из Сибири, были признаны принадлежащими древним вымершим слонам французским натуралистом Жоржом Кювье, в 1796 году. С официальной точки зрения вид описал немецкий натуралист Иоганн Фридрих Блюменбах в 1799 году и назвал его Mammuthus primigenius, что означает «мамонт первородный», более известный под названием шерстистый мамонт. У нас-же на Руси их издревне называли мамутами - «земляной крот». В том-же году, в суровых Сибирских краях, на берегу реки Лена, был найден первый скелет шерстистого мамонта, получивший известность как Ленский мамонт. В 1896 году этот скелет мамонта был выставлен в открывшимся в Санкт-Петербурге Зоологическом музее. В 1901 году в Якутии была обнаружена целая замороженная туша мамонта, получившая известность как Березовский мамонт. В 1939 году в Новосибирской области России был найден новый скелет мамонта, известный как Оёшский мамонт. В 1949 году останки мамонта были найдены на Таймыре, в настоящее время Таймырский мамонт находится в Зоологическом музее института РАН, в Санкт-Петербурге. В 1977 году был найден Магаданский (Киргиляхский) мамонтёнок Дима, в 1988 году в Якутии был найден Ямальский мамонтёнок, в 2007 году на Ямалском полуострове был обнаружен маленький мамонтенок Люба, а в 2010 году в Якутии был найден мамонтенок Юка.

ОписаниеПравить

Шерстистый мамонт достигал от 2.7-3.4 метра (8.9-11.2 футов) в высоту и весил более 6 тонн, вопреки расхожему мнению этот вид не превышал размером современного африканского слона. Самыми крупными были Степные мамонты (Мammuthus trogontherii) и американский вид мамонта (Mammuthus columbi), достигавшие более 4 метров в высоту и весившие 10-14 тонн. Несмотря на общее сходство, мамонты очень сильно отличаются от Африканских саванных слонов, которые входят в группу Loxodonta и генетически близки с более мелкими азиатскими слонами Elephas.
WorldMap

Ареал обитания шерстистого мамонта Mammuthus primigenius

Считается, что шерстистый мамонт отделился от степного мамонта около 400 000 лет назад в Восточной Азии и был наиболее распространен в Сибири 250-150 тысяч лет назад, а коло 100 000 лет назад, он проник через Берингов перешеек на американский материк, в Канаду. Мамонт был хорошо приспособлен к холодной окружающей среде во время последнего Ледникового периода, он был покрыт мехом с наружным покровом из длинных волос (до 90 см.) и коротким подшерстком. Цвет шерсти варьируется от темного к рыжему. Уши и хвост были короткими, чтобы минимизировать обморожение и потерю тепла, у него были длинные изогнутые бивни и четыре коренных зуба, которые заменялись шесть раз в течение жизни индивида. Наиболее крупные бивни из найденных до настоящего времени достигали длины 4,2 метра.
Image-Woolly-Mammoths
Среда обитания мамонта это тундровые лесо-степи, простиравшиеся в Сибири, Канаде и Аляске (США). В ледниковом периоде, мамонт был вынужден сосуществовать вместе с древними людьми и часто становился его добычей. Повсеместно этот вид мамонтов вымер 10-8 тыс лет назад, последняя популяция небольших шерстистых мамонтов существовала на острове Врангеля еще около 4000 лет назад.

ДНК и клонированиеПравить

Mammuthus columbi
В 2008 в научном мире свершилось знаменитое событие - канадские ученые расшифровали 70% генома мамонта. Полное секвенирование удалось шведским и канадским ученым в 2015 году. В 2016 году российские ученые завершили полную расшифровку генома мамонта. Спустя годы напряженной работы 3,5 миллиарда частиц удалось собрать в единую последовательность. Для прочтения древней ДНК ученые использовали генетический материал мамонтенка Хромы, обнаруженного в Якутии в 2009.

В 2012 году якутские и корейские ученые подписали соглашение о сотрудничестве в области клонирования мамонта. Совместный проект Института прикладной экологии Севера, Северо-Восточного федерального университета и корейского фонда биотехнологических исследований SOOAM, под руководством корейского биолога Хван У Сока получил название «Возрождение мамонта».

Добыча мамонтовой костиПравить

1900 jakutfold mamut agyarak kereskedelme
В 1980-х годах в Якутии были проведены первые и единственные в отечественной и мировой практике геологоразведочные работы на ископаемую мамонтовую кость. В результате было определено, что потенциальные ресурсы бивней мамонта в Североякутской провинции могут составлять до 450 тысяч тонн. При современных ценах возможная товарная стоимость бивней мамонта в недрах может превышать 1,5 миллиарда долларов. В наши дни мамонтовая кость пользуется устойчивым спросом на внутреннем и зарубежном рынках. В основном бивни мамонта используются как сырье в косторезном и ювелирном производстве. Современные цены в Российской Федерации в зависимости от качества поделочного сырья составляют 100–700$ за килограмм, цена коллекционного материала достигает на зарубежных аукционах 1200 $ за килограмм.

Бивень мамонта
В настоящее время бивни мамонта не включены в «Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод», в связи с чем видом минерального сырья они не являются. В Законе Российской Федерации «О недрах» отсутствуют нормы, регулирующие добычу мамонтовой кости как полезного ископаемого, речь идет только о сборе «палеонтологического коллекционного материала». При этом в анализе статистических отчетов предоставляемых предприятиями, занимающимися сбором палеонтологических материалов - 90% составляют бивни мамонта. С 2009 года лицензия выдается на сбор образцов, при этом лимит составляет до 10 экземпляров. В 2012 году до октября выдано уже 94 лицензии только на территории Североякутской констеносной провинции. В 2011 году по данным статистических отчетов бивни мамонта были реализованы на сумму 11 275 000 рублей.Таким образом, на сегодняшний день под видом сбора ископаемой мамонтовой кости как палеонтологического коллекционного материала ведется настоящая промышленная добыча сырья – бивней мамонта.

ГалереяПравить