Кавычки начало.png <...> Мы оба подумали, что это может быть ошибка, поэтому я обработал другое ухо — только тогда мы поняли, какое крутое открытие оказалось в наших руках! Кавычки конец.png
Джеймс Нинан, 2021 год

Шувууйя (лат. Shuvuuia deserti) — род мелких альвасезаурид из Монголии, живших в конце мелового периода, 78 - 70 млн. лет назад.

История открытия

Впервые о существовании шувууйи мир узнал в 1998 году, когда в Монголии, а именно в формации Джадохта обнаружили её череп, очень похожий на птичий, да и по началу этого теропода классифицировали как птицу. Открытие было совершено 3 выдающимися учёными - Чиаппе, Нореллом и Кларком, которым крупно повезло извлечь череп этого животного в целости и сохранности, т. к. черепа мелких существ, тем более лёгкие у птиц и маленьких динозавров, хрупкие, из - за чего очень быстро разрушаются после смерти животного. Это, пожалуй, единственный род альвасезаурид, который известен по черепу, и его череп использовали для реставрации других представителей семейства. Некоторые окаменелости, первоначально приписанных монониху, теперь рассматривают как принадлежащие именно шувууйе.

Описание

Шувууйя с украшением на шее в виде гривы

Шувууйя являлась маленьким динозавром, достигавшим в длину не более 60 - 70 см, что делало её одним из самых маленьких теропод в истории. Череп хрупкий, имеет большие глазницы и лёгкой и хрупкой челюстью, с длинными и тонкими челюстями и мелкими зубами. Клюв шувууйи был длинным, но при этом достаточно узким и низким.[1] Как раз зубы, посаженные в непрерывной бороздке, очень многочисленны и напоминают зубы примитивных птиц. Было бы прискорбно не упомянуть об уникальной среди других хищных ящеров способности к прокинезису - возможностью двигать верхней челюстью независимо от черепной коробки. Задние ноги шувуйи были длинными, тонкими, с короткими пальцами, что может указывать на значительные способности к быстрому бегу. Передние конечности, наоборот, были короткими и крепкими, с одним характерным для всех альвасезаурид мощным когтем, однако у этого животного два крохотных, рудиментарных коготка на кисти.[2]

Перья

Образцы IGM 100/977 были найдены в окружении небольших полых трубчатых структур, напоминающих стержни перьев птиц. Несмотря на крайне плохую сохранность, эти структуры содержат продукты распада белка бета-кератина и, что более важно, отсутствие альфа-кератина. И если бета-кератин обнаружен во всех покровных (кожа, перо) клетках рептилий и птиц, то альфа-кератин полностью отсутствует только у птиц. Эти данные убедительно указывают на то, что шувууйя обладала перьевым покровом или, на худой конец, пуховыми образованиями. [3]

Открытия 2021: "ящер-сипуха"

Реконструкция Shuvuuia deserti, основанная на открытии 2021 года. Похожа на сову, не правда-ли?

Это открытие, сделанное совсем недавно, перевернуло мир науки с ног на голову. Причём данное исследование очень важно, т.к. многое рассказывает о жизни этого теропода. Оно было проведено командой учёных из Университета Витватерсранда (Йоханнесбург, ЮАР, Южная Африка), среди которых присутствовал профессор Джона Чойнер, а целью научной работы было изучение слуха у динозавров и птиц, а также их сравнение. Международная группа исследователей использовала компьютерную томографию и подробные измерения для сбора информации об относительном размере глаз и внутреннего уха почти 100 ныне живущих птиц и вымерших видов динозавров.[4] В процессе диагностики выяснилось, что такие динозавры как тираннозавр и дромеозавр обладали зрением, прекрасно адаптированным для дневной охоты и средним слухом. А вот шувууйя обладала, как выяснилось ещё до этого открытия, не только прекрасным зрением, но и необычайной способностью улавливать почти не слышимые звуки, за что получила прозвище "сова-динозавр" или "ящер-сипуха". Чтобы измерить слух, команда измерила длину лагены — органа, обрабатывающего поступающую звуковую информацию (у млекопитающих она называется улиткой). Сипуха из отряда совообразных, которая может охотиться в полной темноте, используя только слух, имеет пропорционально самую длинную лагену среди всех птиц. И S. deserti... тоже обладала такой же лагеной.[5] Большая лагена шувууйи стала неожиданным открытием для доктора Джеймса Нинана, совместного первого автора исследования и бывшего постдока Шуаньера в Wits:

Кавычки начало.png Когда я реконструировал череп шувууйи в цифровом виде, я не мог поверить в размер лагены… Я позвонил профессору Шуаньеру, чтобы посмотреть. Мы оба подумали, что это может быть ошибка, поэтому я обработал другое ухо — только тогда мы поняли, какое крутое открытие оказалось в наших руках!.. Я не мог поверить в то, что увидел, когда попал туда — уши динозавров не должны были так выглядеть! Кавычки конец.png
Джеймс Нинан, 2021 год

Глаза Shuvuuia deserti также были примечательны, поскольку у них были одни из самых больших зрачков, которые когда-либо измерялись у птиц или динозавров, что говорит о том, что они, вероятно, могли очень хорошо видеть ночью.

Рацион

Две особи шувууйи охотятся на паука

Глядя на маленькие, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, но острые и иглообразные зубы современные учёные в большинстве своём склоняются ко мнению о том, что шувууйя охотилась на насекомых, многоножек, пауков и прочих мелких беспозвоночных. Маленькие зубки прекрасно справлялись с твёрдым панцирем членистоногих, а узкая морда позволяла вытащить жертву из-под камня или другого труднодоступного места. Прокинесиз тоже очень помогал этому тероподу добывать пищу, позволяя достать бедное насекомое даже из таких мест, которые, на первый взгляд, совершенно недоступны никакому животному. Челюсти из-за своего строения очень были похожи на пинцет и нужны были для сходных целей. Так же где-то в 2010-х годах было высказано мнение о том, что шувууйя охотилась на колониальных насекомых - термитов, причём лишь исключительно на термитов, т. к. муравьи не живут в климате полупустынь, где очень жарко, мало воды и практически нет материалов для постройки муравейника. Шувууйя, вероятно, любила поедать термитов, но для того, чтобы ими полакомится, надо их достать... Тактика по добыче термитов была достаточно проста, но для этого требовалось много сил. При нахождении термитника шувууйя вставала почти в вертикальное положение, опираясь при этом на хвост и начинала производить своим клювом мощные удары по твёрдым стенкам жилища колониальных насекомых. Но не только клюв приближал с каждым ударом желанную добычу: в разрушении термитника участвовали и передние конечности с когтями, раздиравшими стенки. После того, как в термитнике образовывалась дыра, достаточная для того, чтобы динозавр просунул туда голову, шувууйя залезала туда и быстро склёвывала термитов в их собственном доме, пока те не разбежались. Однако учёные сейчас считают, что этот альвасезаврид не был лишь скромным насекомоядным, а ловким охотником на ящериц, змей и мелких млекопитающих. Маленькие иглообразные зубки динозавра прекрасно подходили не только для питания беспозвоночными, но и для поедания мяса. Возможно, шувууйя также могла воровать яйца у других динозавров. Таким образом у этого диапсида был очень разнообразный спектр пищи, и, вероятно, благодаря своей способности употреблять почти любую еду этот мелкий динозавр смог распространится на достаточно большой территории. Из-за такого активного образа жизни шувууйя точно являлась теплокровным животным с высоким метаболизмом, из-за чего ей приходилось есть в 10 раз больше, чем холоднокровному существу такого же размера, т.к. у неё по определению был быстрый обмен веществ. Так что ей приходилось есть хоть и немного, но часто.

Палеобиология

Все найденные на сегодняшний день экземпляры шувууйи были обнаружены на севере Монголии и на юге Китая, в монгольских формациях Тогрогийн-Ширээ и Ухаа Толгод, чьи отложения датируются поздним меловым периодом, примерно 83 и 70 млн. лет назад. Первая фоссилия динозавра была найдена среди песчаника и аргеллита.[6] Все породы, в которых была она обнаружена, представляют собой засушливую среду из песчаных дюн.

Образ жизни

Как уже говорилось в исследовании 2021 года (см. Исследования 2021: "ящер-сипуха"), у шувууйи была лагена, по длине сравнимой с лагеной современной сипухи, чей слух настолько острый, что птица способна охотится в полной темноте. Также у альвасезаврида имелись очень крупные глазницы и, соответственно, очень крупные зрачки. Все эти приспособления нужны были только лишь для ночного или, как минимум, сумеречного образа жизни. Крупные глаза улавливали мельчайшие крохи света, а прекрасно развитый слух был нужен не только для засечки неосторожной добычи, но и для ориентировки в пространстве. С наступлением ночи шуввуйи выходили из укрытий и начинали свою бурную деятельность, охотясь на беспозвоночных, рептилий и млекопитающих, а также разрушая термитники подобно современным панголинам. Скорее всего, адаптация "ящера-сипухи" к ночному образу жизни была вынужденной, и у учёных есть несколько правдоподобных теорий, касающихся необычной специализации этого позвоночного, которые, наверно, должны быть совмещены:

  1. Избегание дневной жары. Многие современные обитатели песков пробуждаются в темное время суток, когда солнце не разогревает песок и воздух до огромных температур. Для этого, однако, нужно иметь острый слух и большие, хорошо видящие даже в кромешной тьме глаза, особенно если существо - ночной охотник.
  2. Добыча. Как уже говорилось ранее, шувууйя была охотником на беспозвоночных и мелких рептилий, а также млекопитающих. А по причине (см. вверху) многие животные выходят только ночью и их настолько много, что они даже превосходят своим числом и разнообразием дневных жителей, правда, становясь при этом добычей ночных плотоядных.
  3. Защита от хищников. Несмотря на достаточно суровые условия, существовавшие в пустыне Гоби в меловой период, она имела богатую экосистему, населённую множеством хищников, которые легко могут убить шувууйю. И ради спасения от них этот динозавр перешёл к ночному образу жизни, однако это не говорило о том, что ночные альвасезавриды были в полной безопасности: неосторожная особь могла стать жертвой, выйдя на охоту слишком рано, когда дневные убийцы всё ещё сохраняли активность или слишком поздно уходя с охоты, когда наступало время дневных существ.

После бурной ночи сытые и уставшие шувууйи уходили отдыхать, скорее всего, предпочитая такие места как узкие расщелины, маленькие пещеры и места под нависающими камнями.

В культуре

"Планета динозавров". Шувууйя выковыривает из гнилого бревна насекомых, в то время как за ней следят велоцирапторы, чтобы в удобный момент напасть, но шувууйя их замечает и успевает убежать. Однако ей это сделать удаётся ненадолго, т.к. из-за куста на неё выпрыгивает овираптор и убивает её.

Источники