ФЭНДОМ

Эдафозавр - самый крупный представитель семейства эдафозаврид, жил 303–275 млн лет назад и был обнаружен на территории штатов Техас, Нью-Мексико, Оклахома и Западная Вирджиния (США), а также в Чехии и Германии.

Открытие

Род был описан Э. Д. Коупом в 1882 году по деформированному черепу из ранней перми Техаса. Он считался близким к «котилозаврам», к которым тогда относили всех примитивных рептилий. В 1886 году Коуп описал под названием «наозавр» (Naosaurus) «парусного» пеликозавра из тех же отложений. Считалось, что череп наозавра не отличался от черепа диметродона, но «парус» нёс поперечные отростки. Такая реконструкция «наозавра» часто встречается в литературе вплоть до 1930-х годов. В 1907 году Э. Кейз предположил, на основании новых находок, что череп наозавра принадлежит эдафозавру; впоследствии это подтвердилось. Таким образом, «наозавр» был результатом искусственного соединения черепа диметродона с черепом эдафозавра.

Описание

Отличительной чертой животного, как и пожалуй многих его сородичей, является наличие своеобразного "паруса", который, однако, значительно уступал в размерах гребню диметродона. Анализируя зубы и челюсти ископаемого, ученые пришли к выводу, что эдафозавр питался мелкими беспозвоночными, моллюсками и растительностью.

Голова эдафозавра в пропорции к туловищу была очень маленькой, нижняя челюсть располагалась дальше передней и должна была иметь мощные мышцы, чтобы разжевывать пищу, верхняя челюсть выполняла роль скальпеля и располагала режущие зубы. Массивное тело и своеобразные конечности говорили о том что эдафозавр передвигался исключительно медленно.

Эдафозавра очень часто путают с диметродоном, хотя это совершенно разные животные. Так, эдафозавр был растительноядным и малоподвижным, в то время, как диметродон мог быть активным хищником. Также обоих животных часто называют динозаврами, что также в корне неверно.

Виды

  • E. cruciger (Cope, 1878) (изначально Dimetrodon)
  • E. pogonias Cope, 1882
  • E. raymondi ? (Case, 1908) (изначально Naosaurus)
  • E. novomexicanus (Williston and Case, 1913)
  • E. boanerges (Romer & Price, 1940)
  • E. colohistion (Berman, 1979)

В культуре

  • Эдафозавры появляются в фильме BBC "Прогулки с монстрами: Жизнь до динозавров". Там они представлены как жертвы крупных пеликозавров диметродонов.
  • Эдафозавр также появляется в первой части книги Йожефа Аугуста "Исчезнувший мир".

Галерея

Основная статья: Эдафозавр/Галерея