ФЭНДОМ

Эйниозавр — род рогатых динозавров, обитавших в меловом периоде на территории США.

История находкиПравить

Ископаемые останки из разрозненных костей были обнаружены в верхнемеловых отложениях формации Ту Мэдисон, на северо-западе Монтаны, США. Фрагментарные останки по меньшей мере пятнадцати индивидуумов разного возраста из трех карьеров, представленные тремя неполными черепами и множеством костей, были обнаружены Джоном Хорнером в 1985 году и раскопаны в 1985-1989 годах полевыми бригадами из Музея Скалистых гор.[1] В каньоне «Bonebed» (CBB) были найдены кости шести подростков и одного несовершеннолетнего, возле некоторых позвонков были обнаружены зубы хищников. В карьере «Dino Ridge» (DRQ) были найдены останки двух взрослых, пяти подростков и одного несовершеннолетнего. Кроме того были обнаружены отдельные кости двух гадрозаврид, зубы хищников и фрагменты панцирей пяти черепах. В «Западном карьере» (WQ) были найдены останки пяти особей Prosaurolophus и так же зубы хищников.

Einiosaurus skull Museum of the Rockies

Einiosaurus procurvicornis в Музее Скалистых гор

Первоначально предполагалось, что эти разрозненные кости содержат новый вид стиракозавра и упоминаются как таковые в исследовании Рэя Роджерса 1990 года. В том же году Стивен Черкас даже опубликовал новое имя Styracosaurus makeli, в честь Роберта Макелы, но без должного описания, из-за чего этот вид оставался формально недействительным. В 1992 году Хорнер пришел к выводу о присутствии в костном материале из данной области трех различных видов, которые он обозначил как «Тип A, B и C», останки гадрозавров были описаны им под новым видом Prosaurolophus blackfeetensis. В 1995 году палеонтолог Скотт Сэмпсон, на основе этого материала описал и назвал два новых рода: Einiosaurus procurvicornis - голотип MOR 456 (Тип B) и Achelousaurus horneri - голотип MOR 485 (Tип C). Название эйниозавра происходит от «einio» - название бизона у индейских племен на территории Монтаны и др. греч. σαῦρος «ящерица». Название типового вида означает «загнутый вперед рог». Экземпляры хранятся в музее Скалистых гор, в Бозмане, штат Монтана.

Einosaur 3 4 med

Фрагмент черепа эйниозавра

Einosaur side 55
В 1992 году Хорнер с коллегами пришли к выводу, что окаменелости из каньона «Bonebed», отнесенные ими к «переходному типу B», показывает его гипотетическое филогенетическое положение между стиракозавром (Styracosaurus) и пахиринозавром (Pachyrhinosaurus). В 2004 году Додсон отметил, что размещение эйниозавра среди центрозаврин является проблематичным, поскольку остаётся неясно, образует ли он одну кладу с пахиринозавром и ахелоузавром или же кладу со стиракозавром и центрозавром. Согласно последним работам Майкла Райана и Дэвида Эванса 2016 года, Einiosaurus и Achelousaurus, вместе с пахиринозавром, входят в одну группу - пахиринозаврины (Pachyrhinosaurini).

Описание Править

IMG 1493

Сравнение размеров

Эниозавр был травоядным рогатым динозавром - цератопсом средних размеров. В 2010 году Грегори С. Пол оценил его длину тела в 4,5 метра и весом 1,3 тонны. Его морда была узкая и довольно заостренная, обычно он изображается с низким, сильно загнутым и нисходящим носовым рогом, хотя эта черта могла проявляться только у взрослых особей, поскольку у несовершеннолетних особей присутствовали прямые носовые рожки. Надглазничные рога являются слабо выраженными или не присутствуют вообще, в отличие от хасмозавринов, таких как трицератопс, которые имеют ярко выраженные надглазничные рога. Пара длинных шипов, направленных назад, находятся на относительно небольшой черепной оборке, края которой украшают небольшие остеодермы. Как и всех цератопсид, у эйниозавра была сложная зубная батарея, способная пережёвывать даже самые жесткие растения. Считается, что ископаемые кости с преобладающим одним видом, представляют собой стада, которые вероятнее всего погибли в результате катастрофических событий, например во время засухи или наводнения. Поскольку другие ископаемые, найденные с останками эйниозавров, включают пресноводных двустворчатых моллюсков и брюхоногих моллюсков, это означает, что их кости были захоронены в озёрных отложениях. Это свидетельствует о том, что эйниозавр, а также другие центрозаврины, такие как пахиринозавр и центрозавр,
PAC 6 - Einiosaurus
напоминали животных, похожих по поведению на современных бизонов или антилоп гну. Напротив, хасмозаврины, такие как трицератопс и торозавр, обычно встречаются по отдельности, подразумевая, что они были довольно одинокими при жизни, хотя ископаемые следы могут служить доказательством обратного. В 2010 году исследование Джули Рейзнер особей раскопанных в карьере «Dino Ridge» показало, что эйниозавры быстро росло до третьего-пятого года жизни, после чего их рост замедлялся, вероятно, с достижением половой зрелости.[2]

ИсточникиПравить

  1. https://www.researchgate.net/publication/236163447_Taphonomy_of_Three_Dinosaur_Bone_Beds_in_the_Upper_Cretaceous_Two_Medicine_Formation_of_Northwestern_Montana_Evidence_for_Drought-Related_Mortality
  2. http://www.wikiwand.com/en/Einiosaurus

Галерея Править